Ежедневно с 8.00-20.00

Что нужно знать об ошибках ESP

Что нужно знать об ошибках ESP
Содержание

Что нужно знать об ошибках ESP

Любая ошибка, появляющаяся на приборной панели, заставляет автовладельца насторожиться. Особенно, если это сообщение касается тормозной системы, рулевого управления автомобиля и обеспечения его устойчивости на трассе в сложных дорожных условиях.

На многие авто устанавливают специальную систему ESP. Дословная расшифровка аббревиатуры в переводе с английского означает «электронная программа стабильности». Зачастую употребляются другие названия ESP:

  • противоскользящая;
  • противозаносная;
  • курсовой устойчивости;
  • антипробуксовочная (ASR).

Как работает ESP

Автовладельцам хорошо знакома ABS-система (анитиблокировочная), которая помогает сохранить управляемость во время торможения. Сервис ESP работает в тесном взаимодействии с механизмами торможения, АБС и комплексно облегчает управление машиной. Она способна на многое:

  • обеспечивает контроль поперечной динамики;
  • предотвращает заносы, пробуксовку;
  • препятствует боковому скольжению;
  • имитирует блокировку дифференциала;
  • помогает во время крутых спусков;
  • участвует в экстренном торможении.

Немного об устройстве электронного ассистента

В состав ESP входят:

  • внешние датчики, собирающие необходимую информацию;
  • управляющий блок электроники, обрабатывающий полученные данные и отправляющий команды по устранению заносов, скольжения;
  • исполнительный механизм, отвечающий за исполнение команд. Он взаимодействует антиблокировочной системой АБС, механизмами, которые распределяют тормозные усилия, блокируют колеса и дифференциал.

Фактически электронный помощник представляет собой блок, работающий на микропроцессорах.

Устройство ESP

Электронный ассистент обрабатывает данные, получаемые от разных датчиков:

  • ускорения (G-сенсора);
  • энкодора (угла поворота руля);
  • положения педали;
  • вращения колес и других.

Работа ESP заключается в сравнении траекторий движения – реальной и расчетной. Если авто входит в занос, например, из-за резкого поворота руля, электронике «видно», что траектория отклонилась от продольной оси. Сервис принимает на себя управление и дает команду:

  • скорректировать положение (притормаживает) некоторых колес;
  • сократить подачу топлива. Это уменьшает обороты двигателя;
  • перейти на пониженную передачу;
  • в современных моделях поворачивает руль.

Электронный ассистент эффективен, когда нужно «вырулить» из сложной ситуации.

Кнопка отключения ESP

Возникновение ошибки ЕСП ухудшает управляемость, устойчивость автомобиля и в целом негативно отражается на безопасности. Хотя опытные автомобилисты могут обойтись без помощи ESP, чтобы самостоятельно справиться с заносом и могут отправить автомобиль в управляемое скольжение. На панели приборов современных авто можно обнаружить кнопку «OFF», которая отключает электронного помощника.

Кнопка отключения ESP

В сложных ситуациях способность машины скользить просто необходима, чтобы преодолеть препятствия в виде раскисшей колеи или песчаного покрытия. Кнопка нужна, чтобы принудительно полностью отключить электронику.

Отдельные спортивные автомобили, внедорожники, кроссоверы оборудуются кнопкой частичного отключения, чтобы не контролировался небольшой занос. Например, на кроссоверы с полным приводом иногда устанавливают ограничения по скорости (50-60 км/час), когда система стабилизации может быть отключена полностью. На больших скоростях кнопка блокируется и отключение недоступно. При отключении горящая лампочка не является предупреждением об ошибке.

Причины появления ошибки ESP

Появление ошибки ESP

На приборной доске находится индикатор, который сигнализирует в ряде случаев:

  • во-первых, когда ЕСП срабатывает. При этом сигнальная лампочка загорается, начинает мигать, а когда машина выходит из заноса, отключается.
  • во-вторых, обнаружены неисправности. Лампочка горит непрерывно.

Если с первой ситуацией все понятно, то во втором случае причин может быть несколько:Если с первой ситуацией все понятно, то во втором случае причин может быть несколько:

  • сломался один или несколько датчиков;
  • напряжение упало ниже предельно допустимого минимума;
  • повреждение электропровода;
  • неисправность какого-то агрегата.

Электронный противоскользящий ассистент настолько чувствителен, что может среагировать, если устанавливается запасное колесо с другим размером.

Неисправен датчик вращения колес

Датчик вращения колес

Устройство собирает данные о том, с какой скоростью вращается колесо. На изменение частоты вращения реагирует ESP. В случае поломки из-за короткого замывания или механического повреждения сигнал перестает поступать, то сервис расценивает это как неисправность и на панели загорается индикатор ошибки ESP.

Поломка энкодора

Поломка энкодора

SAS, датчик угла поворота руля или энкодер – устройство, регистрирующее, на какой угол повернулось рулевое колесо и как быстро. Эти данные необходимы для контроля курсовой устойчивости авто. Если после ремонта рулевой колонки SAS начинает передавать данные с ошибкой, значит, он не был откалиброван.

Выход из строя рулевой колонки

Рулевая колонка

Само название элемента говорит о том, что он входит в состав рулевого управления. Его задача – обеспечить легкость, плавность и скорость реакции руля. Естественно, для облегчения вращения используется гидроусилитель, частью которого и является колонка.

Чтобы обеспечить корректную работу системы тяги, механизм должен работать без сбоев. Тогда руль будет хорошо слушаться водителя, а система курсовой устойчивости продолжит работу в штатном режиме. Причинами входа из строя рулевой колонки чаще всего являются износ и ржавчина. Когда вращение руля замедляется, загорается индикатор ошибки ESP.

Неполадки в гидроблоке

Гидроблок

Основное отличие ЕСП от антиблокировочного механизма заключается в конструкции электрогидравлического модуля. Гидроблок нужен, чтобы с помощью откачивания или нагнетания тормозной жидкости менять параметры давления. Это запускает торможение одного или всех колес в зависимости от ситуации.

Появление неполадок в гидроблоке связано с неисправностью электропитания, износом щеток. Агрегат перестает нагнетать или откачивать тормозную жидкость, из-за чего может прекратиться подтормаживание колес, и авто уйдет в занос. Кроме того падение напряжения в бортовой сети может привести к сбою в работе всех электронных блоков.

Неблагоприятные дорожные условия

Неблагоприятные дорожные условия

Состояние дорожного полотна может стать причиной ошибки ЕСП. Автомобиль испытывает большие перегрузки, когда едет по обледеневшему, сильно заснеженному дорожному полотну. Сервис фиксирует проблему и, если движение в неблагоприятных дорожных условиях продолжается долго, направляет команду бортовому компьютеру, чтобы загорелась сигнальная лампочка.

Сбой программного обеспечения

Сбой программного обеспечения

Управление современным автомобилем осуществляется с помощью программного обеспечения. Чтобы исключить неисправности по причине сбоя ПО, проводят компьютерную диагностику. Иногда приходится перепрограммировать всю систему тяги. Найти конкретную причину неправильной работы невозможно. На панели приборов появляется сообщение об ошибке.

Если ESP некорректно вмешивается в управление транспортным средством, это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до серьезной аварии. Например, водителю нужно обогнать колонну автомашин. Неисправная электроника наоборот сбрасывает обороты и подруливает колеса в направлении обгоняемой колонны.

Диагностика неисправностей

Для проверки состояния сервиса диагностика нужна:

  • каждому датчику;
  • антиблокировочной системе;
  • напряжению в проводке бортовой электросети;
  • положению руля;
  • развалу-схождению;
  • гидроблоку;
  • другим параметрам и агрегатам.

После этого нужно расшифровать ошибки, считанные сканером. Расшифрованные опытным программистом коды ошибок позволяют локализовать неисправные датчики, определить в электронном блоке управления сбои программного обеспечения.

Неполадки проявляются косвенными признаками:

  • задние стоп-сигналы работают некорректно. Если при этом горит индикатор, то проблема может оказаться в датчике тормозной педали;
  • при нестабильном напряжении нужна проверка предохранителя;
  • после замены подвески требуется диагностика датчиком, проводки там, где выполнялись ремонтные работы.

Когда неисправность «плавает», то нужно поездить с закрепленным сканером.

Сканер для ESP

Признаком «плавающих» неисправностей является странное поведение сигнальной лампочки. Она может загораться, когда машина движется, и погаснуть, когда двигатель запускают еще раз. Не всегда статичным сканированием удается обнаружить проблему. Поэтому сканирование в движении поможет обнаружить, когда возникает ошибка.

Есть второй, не совсем безопасный способ. Поездка продолжается до тех пор, пока индикатор не начнет постоянно гореть. Существует вероятность больше навредить во время подобного дорожного теста.

Точность диагностики по косвенным признакам гораздо ниже, чем при сканировании. Поэтому перед ремонтом нужно проверить состояние ESP с помощью сканера. Лучше это доверить опытным мастерам автосервиса Мотор Ленд в Воронеже.

Автовладельцы автомобилей, оборудованных сервисом ESP, могут рассчитывать на помощь электроники, когда нужно скорректировать занос, экстренно стабилизировать автомобиль, если ситуация критическая. Однако система работает по законам физики и ее возможности ограничены. Когда машину заносит на слишком большой скорости или она едет по чрезмерно скользкому дорожному полотну, то рассчитывать «волшебные» способности автоэлектроники не стоит. Самый надежный способ – выбирать разумный скоростной режим, избегать агрессивного стиля вождения, уделять внимание техобслуживанию автомобиля.

Видео 


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Exeed
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota