Ежедневно с 8.00-20.00

Дым из выхлопной трубы дизельного двигателя

Дым из выхлопной трубы дизельного двигателя
1.jpg

Отработанные газы, которые выходят из выхлопного патрубка, способны первыми показать, что в работе дизельного двигателя появились проблемы. Пока другие признаки отсутствуют, это не повод беспокоится о капитальном ремонте мотора. Но пропускать такой симптом нельзя, иначе мотор действительно придется восстанавливать. При появлении густых клубов дыма, которые бывают черными, белыми, сизыми/синими, лучше сразу приехать в автосервис Мотор Ленд в Воронеже на диагностику агрегата.

Содержание

О чем может рассказать цвет дыма

Можно сказать, что оттенок отработанных газов – индикатор состояния двигателя, отдельных узлов дизеля. Когда дизельный двигатель и все механизмы работают в штатном режиме, автомобиль не дымит. После запуска мотора появляется небольшой выхлоп, который исчезает после прогрева. Только зимой можно видеть отработанные газы – он похожи на белый водяной пар.

Если у дизельного двигателя появляются определенные проблемы, изменится оттенок выхлопа. Из патрубка появляются клубы белого, черного, синего/сизого задымления. Например, выхлоп становится черным, если машину заправили некачественным топливом или есть неисправности элементов топливной системы. Белый выхлоп образуется в непрогретом дизеле из-за попадания антифриза в цилиндры агрегата.

2.jpg

Однако черный выхлоп появится, когда износятся выхлопные патрубки.

Почему меняется оттенок выхлопов

Одним из основных симптомов неисправностей элементов является цветное дымление из выхлопного патрубка автомобиля. Повышенную задымленность отработанных газов вызовут:

  • неполное сгорание дизтоплива;

  • попадание в цилиндры антифриза, тосола, масла.

Значит, неисправны:

  • цилиндро-поршневая группа;

  • топливная и другие системы (зажигания, охлаждающая, распределенного впрыска, смазочная).

Из-за того, что разные неисправности приводят к появлению задымленности, невозможно установить точную причину только по оттенку выхлопа. Кроме того есть вторичные факторы, которые не оказывают прямого влияния на образование цветного дыма. Если не работает система охлаждения, то из-за перегрева пригорают поршневые кольца. Масло оказывается в цилиндрах, удаляется с отработанными газами, которые резко ядовито пахнут, а дым становится синего/сизого оттенка.

Что вызывает черный дым

Если дизельный выхлоп окрасился в черный цвет, то проблемы надо искать в системе подачи дизтоплива. Цвет меняется из-за присутствия копоти в отработанных газах.

3.jpg

Симптомы, сопровождающие черный выхлоп:

  • сложности с запуском дизельного двигателя;

  • неустойчивая работа мотора;

  • больше расходуется солярки;

  • мотор не тянет (упала мощность);

  • появление у выхлопа едкого ядовитого запаха.

Неисправности, которые становятся причиной густого черного дыма:

  • перегрузка дизельного двигателя во время ускорения;

  • засорение воздушного фильтра;

  • засоренность входного воздушного тракта, выхлопной системы;

  • снижение компрессии. Для увеличения ее параметров можно заменить маслосъемные колпачки, сделать раскоксовку колец и т.д.;

  • неисправность механизма, регулирующего давление наддува;

  • неправильная установка фаз газораспределения;

  • подтекание зажигательной свечи (если есть);

  • плохое качество дизтоплива. Низкие характеристики топлива не дают ему сгореть полностью, из-за чего образуется сажа;

  • присадки в солярке, на которые двигатель не рассчитан;

  • установка неподходящих форсунок;

  • из-за низкого давления впрыска в форсунках вместо распыления течет струя;

  • неисправность топливного насоса высокого давления;

  • неправильная установка начальной фазы впрыска.

Сажа в отработанных газах

Признаком неполного сгорания тяжелых фракций и присадок, является черный дым из выхлопного патрубка. Это связано с неоднородностью дизтоплива и высокой (750-800 oС) температурой воспламенения. Из-за частиц сажи выхлоп становится густым, тяжелым, грязным. Частицы можно увидеть на белом листе, который поднесли к выхлопному патрубку, а зимой они оседают на снег и становятся еще заметней.

4.jpg

Образование сажи имеет негативные последствия:

  • перегрузка и выход из строя сажевого фильтра;

  • от копоти страдают клапан EGR, турбина;

  • засоряется выпускная система;

  • выйдет из строя катализатор, если он установлен в автомобиле;

  • сажа в масляном катере приводит к неисправности смазочной системы;

  • из-за нарушения теплового режима (перегрева) двигателя деформируются и ломаются детали;

  • оседающие на стенках цилиндров углеродные образования портят свечи, форсунки;

  • клапана газораспределительного механизма выходят из строя;

  • падает мощность дизельного мотора, увеличивается расход горючего.

Две причины неполного сгорания дизтоплива в цилиндрах:

  1. Недостаток воздуха в камере сгорания (чтобы сгорел 1 литр солярки, нужно 15 литров воздух).

  2. Избыточное количество солярки.

Чтобы дизельный двигатель соответствовал экологическим нормам, автопроизводители оснащают транспортные средства многокомпонентными нейтрализаторами, сажевым фильтром.

5.jpg

Однако, некачественное топливо быстро выведет нейтрализатор из строя.

Некачественная солярка

Процесс горения оптимизируют так, чтобы он соответствовал цетановому числу дизтоплива. Это один их эталонных показателей, по которому определяют временной интервал с момента впрыска солярки в цилиндр до ее полного воспламенения. Низкое цетановое число дизтоплива приводит к медленному воспламенению, быстрому, но неравномерному сгоранию. В результате возросшая нагрузка на элементы двигателя приводит к снижению мощности и обильным клубам дыма. Устранить проблему можно только одним способом – заменить содержимое топливного бака. Как только в баке окажется качественное горючее, оттенок выхлопов постепенно придет в норму.

Засорение воздушного фильтра

6.jpg

Процесс горения невозможен без кислорода (воздуха). Однако вместе с неочищенным воздухом в камеру сгорания попадают разные загрязнения, которые сгорая, образуют сажу. Поэтому автопроизводители устанавливают воздушный фильтр. Устройство фильтрует воздух, идущий в цилиндры, задерживая твердые частицы, и защищает двигатель от повреждения.

Когда фильтр засоряется, то пропускает меньший объем воздуха в камеру сгорания. Не хватает воздуха, чтобы дизтопливо сгорело полностью. Из-за этого мощность двигателя падает, больше расходуется горючего, выхлопные патрубки «извергают» клубы черного дыма.

Чтобы избежать негативных последствий, расходник нужно менять ежегодно или при пробеге 10.000-20.000 км. Хотя пыльные грунтовки быстрее выведут его из строя, чем асфальтовое покрытие.

Фильтр раньше выйдет из строя, если автомобиль окажется в пробке за дизельным транспортным средством, из трубы которого валит темный дым. Кроме того фильтрующему элементу нужна замена, если на него попадает влага или, в крайнем случае, тщательная сушка.

Засорение воздушного фильтра отражается ошибками R0171, R0172 на бортовом компьютере (если есть компьютерной диагностика).

Недостаток воздуха может вызвать:

  • неправильный механизм рециркуляции воздуха (EGR);

  • неточные зазоры в клапанах газораспределительного механизма;

  • неправильно выставленные метки ГРМ;

  • проблемная работа турбины.

Снижение компрессии

Дымление, проблемы с запуском двигателя дизельного автомобиля вызывает потеря компрессии. Сжимаемый воздух в момент впрыска топлива должен иметь определенную температуру, чтобы топливно-воздушная смесь эффективно самовоспламенилась. Низкая компрессия приводит к большим задержкам воспламенения солярки, пропускам. Из-за этого дизтопливо не догорает к концу рабочего цикла, а его остатки оказываются в отработанных газах. Низкая компрессия препятствует запуску дизельного двигателя, когда на улице минусовая температура.

Замерить компрессию можно самостоятельно компрессометром со стрелочным манометром или копрессографом, который выводит результаты на экран компьютера.

7.jpg

Проверка каждого цилиндра возможна, если воздушный фильтр не забит, коленвал вращается с определенной скоростью.

Уровень компрессии зависит от состояния ЦПГ. Если сильно изношены поршни, стенки цилиндров, поршневые кольца, то показатель давления заметно ниже нормы. Часто потерю компрессии вызывает использование некачественной солярки, масла, а также разгерметизация клапанов. Устранение этих неисправностей очистит выхлоп, а цвет дыма из выхлопной трубы нормализуется.

Неисправная топливная система

Появление задымленности связано с разбалансировкой системы подачи топлива. Причиной может стать:

  • износ, засор форсунок;

  • неправильная настройка момента опережения впрыска;

  • неисправность ТНВД, турбонаддува;

  • проблемы с EGR (механизмом рециркуляции отработанных газов).

Засор форсунок

8.jpg

Появился дым черного цвета – возможно, что засорились форсунки. Другие признаки засоров в топливной системе: с первого раза двигатель не запускается и глохнет, когда водитель жмет на газ. Причина кроется в некачественном дизтопливе – распылительные отверстия забиваются смолами, шламом. Очистить форсунки можно двумя способами:

  1. Химическим. Очистка осуществляется с помощью специального очищающего средства, которое несколько раз прогоняют через работающий двигатель.

  2. Физическим. Промывку снятых форсунок выполняют в ультразвуковой ванне. Этот способ дороже, но эффективней.

Неисправный ТНВД

Причиной черного дыма будет неверно выставленный угол впрыска на ТНВД. Увеличение давления в цилиндрах и воспламенение дизтоплива с задержкой приводит к появлению копоти в большом количестве. Сложную проверку угла впрыска выполняют опытные автомеханики автосервиса.

Вторая причина дымности – износились плунжерные пары топливного насоса. Из-за этого «плавают» обороты двигателя.

Неисправности турбины

Чтобы определить неисправность турбокомпрессора, неспособного обеспечить необходимый наддув, не обязательно снимать его. Признаки выхода турбины из строя:

  • черный (темно-серый) дым из выхлопных патрубков;

  • двигатель шумит, свистит, скрипит под нагрузкой;

  • мотор перегревается;

  • уменьшается тяга дизельного двигателя;

  • больше расходуется ГСМ.

Из-за чего появляется белый дым

Пока автомобиль находился на стоянке, его выпускная система накопила определенное количество конденсата. Когда водитель прогревает двигатель, начинается испарение конденсата, и он выходит белым выхлопом из патрубка. При низких температурах плотность белого дыма выше, он дольше сохраняется. Зимой белое дымление проявляется постоянно. Оно не зависит от того, насколько прогрет двигатель.

9.jpg

Появление облаков белого дыма, когда довольно тепло на улице, не является нормой. Зачастую это происходит после того, как антифриз, тосол, другая охлаждающая жидкость проникли в цилиндры. Причиной образования белого дымления становятся:

  • порванная, прогоревшая прокладка головки БЦ (блока цилиндров);

  • повреждение шланга охлаждения/подогрева дроссельной заслонки;

  • трещины самого БЦ.

Поэтому мутнеет, разжижается масло. Если под поршнем скопилось много антифриза, высока вероятность гидроудара двигателя. Опытный автовладелец знает, что обильное белое дымление предупреждает о серьезных проблемах, которые нужно немедленно устранить.

Причину появления дыма белого цвета можно увидеть в расширительном бачке:

  • охлаждающая жидкость стала маслянистой;

  • понизился уровень антифриза;

  • жидкость пахнет отработанными газами;

  • в снятом картере видна непонятная жижа, а не масло.

Если игнорировать проблему, на которую указывает белый выхлоп, то снизится эксплуатационный ресурс мотора, а при плохом «сценарии» событий двигатель заклинит.

Другой причиной обильного белого дыма является неполное сгорание дизтоплива. Солярка несвоевременно воспламеняется в цилиндре. Образующиеся при этом газы, которые обязаны двигать поршень, оказываются в выхлопном патрубке. Зимой белое дымление – норма. Летом белый дым – признак разных проблем:

  • неисправность свечей накаливания;

  • неоправданное падение компрессии;

  • впрыск с избыточным давлением;

  • износ плунжерных пар топливного насоса.

Клубы дыма белого цвета из выхлопного патрубка (если это не водяной пар) указывают на неисправность мотора или его элементов. Эксплуатация автомобиля с неисправным двигателем, из выхлопной трубы которого валит белый дым, опасна и запрещена.

Причины образования сизого/синего дыма

10.jpg

Сине-серый дым, появляющийся из выхлопного патрубка, является следствием:

  • неправильного формирования топливного факела;

  • плохих условий для воспламенения солярки;

  • попадания масла в дизтопливо.

Масло нагревается от работающего дизельного двигателя, разжижается, появляется возможность проникнуть в цилиндры. Попавшее вместе с дизтопливом в камеру сгорания масло сгорает, выделяя ядовитый, острый запах.

Что вызывает появление синего/сизого дымления:

  • залегание, износ маслосъемных колец;

  • сальники стеблей (маслосъемные колпачки) теряют упругость, масло попадает через впускные клапана;

  • неисправность сальников подшипников турбины. Масляная смесь через лабиринтное уплотнение оказывается во впускном коллекторе и цилиндрах;

11.jpg
  • низкая компрессия;

  • забита вентиляция картера и масло идет через воздухофильтр;

  • прогорели клапана цилиндров, повреждена их поверхность;

  • неисправны свечи накаливания;

  • разорвана мембрана регулятор автоматической КПП;

  • низкоэффективная топливная струя. Из-за этого несгоревшее дизтопливо попадает в отработанные газы;

  • часть смеси сгорает на поверхности поршня.

Если появилось синее задымление, значит, нарушена подача дизтоплива, неисправна смазочная система. Эксплуатация двигателя, у которого появились такие проблемы, приведет к дорогому ремонту или замене, если восстановление экономически невыгодно. Ответственный водитель, заметив, что из выхлопной трубы дизеля клубится синий дым, сразу проверит, сколько масла расходуется, отметит снижение тяги и сделает диагностику в автосервис.

Как избавиться от повышенного дымления

12.jpg

Причиной образования дыма разного цвета связаны с неисправностями двигателя, узлов. Избавиться от неожиданно появившегося дыма черного цвета можно простой заменой некачественного топлива, а белого – прогревом мотора.

Для стабильной работы дизельного двигателя нужно следить за:

  • фазами газораспределения;

  • регулировкой клапанов;

  • установкой ремня ГРМ строго по меткам;

  • чистотой фильтров;

  • упругостью уплотнителей;

  • герметичностью соединений и трубок;

  • уровнем компрессии.

Доверяйте опытным автомеханикам автосервиса Мотор Ленд в Воронеже заниматься диагностикой, ремонтом и регулировкой дизельного двигателя, чтобы автомобиль не чадил на дорогах цветным выхлопом.

Полезные видео по теме


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Exeed
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota