Ежедневно с 8.00-20.00

Как проверить датчик АБС своими руками

Как проверить датчик АБС своими руками
1.jpg

Содержание

Антиблокировочная система, или АБС — электрогидравлическая система активной безопасности автомобиля. Состоит из датчиков частоты вращения колес, поворота и давления в тормозах, гидравлического блока и блока электронного управления. Исправная ABS позволяет сохранить контроль над управлением машины и ее устойчивость при резком торможении, предупреждает блокировку колес. Система отлично выручает водителя на дорогах с низким коэффициентом сцепления, при езде во время плохой погоды. Ее исправность — основа безопасности движения. Если в ходе эксплуатации авто на приборной панели загорелась сигнальная лампа с подписью АБС, советуют незамедлительно принять меры. Активный индикатор указывает на неисправность антиблокировки. О том, как провести диагностику системы, следует поговорить детально.

Несколько слов о типах датчиков

Современные транспортные средства оснащают двумя типами АБС:

  1. Активный датчик.

Работает по принципу эффекта Холла. Состоит из электронных элементов и постоянного магнита. Последний устанавливается на ступице. Частота его вращения считывается прибором. Зафиксированный параметр разницы потенциалов преобразуется в сигнал, который передается на блок управления. Датчики этого типа устанавливают достаточно редко. Их недостаток — при неисправности ремонт невозможен, только замена.

  1. Пассивный датчик.

Датчик построен на базе катушки. Он активизируется с началом вращения колес, считывает информацию от зубчатого импульсного кольца. Блок управления считывает импульс тока, который возникает при прохождении зубца мимо прибора. Датчики пассивного типа включаются в работу на скорости свыше 5 км/час. Недостатков фактически нет. Преимущества — подлежат ремонту, не восприимчивы к загрязнению.

2.jpg

Основа диагностики — поиск конкретного неисправного датчика. В автомобилях, выпущенных после 2000-х годов, проверку легко провести с помощью специальных сканеров. Но сложность диагностики заключается в том, что сам датчик в 7 из 10 случаев исправен. Проблема зачастую кроется в проводке либо считывающем вращения колес устройстве.

Способы проверки работоспособности антиблокировочной системы

Более эффективной, быстрой и точной будет проверка работоспособности датчиков с помощью тестеров, сканеров. Грубую диагностику можно проводить и без спецоборудования. Проверить можно самостоятельно либо обратиться за помощью к специалистам автосервиса.

Способ №1: используем тестер

3.jpg

Проверку проводят мультиметром — самый простой метод. Результаты тестирования сравнивают со значениями (надо уточнить заранее) сопротивления исправной катушки. Замеры снимают с демонтированного датчика или после отсоединение штекерного разъема. Алгоритм действий:

  1. Установить машину на подъемник. Зафиксировать во избежание движения.

  2. Снять колесо. Его демонтаж облегчит доступ к датчику.

  3. Отсоединить штекер провода (пущен по колесной арке), идущего к общей проводке. Разъем датчиков задних колес размещен в салоне авто. Чтобы получить к нему доступ, надо откинуть подушку сиденья, отодвинуть покрытие. Под слоем напольного покрытия в некоторых моделях машин могут быть звукоизоляционные маты.

  4. Установить на мультиметре режим омметра.

  5. К щупам устройства подключаем выводы датчика. Снять показания. Нормальными показателями считается сопротивление в пределах от 0.5 до 2 кОм. Нормативные данные должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.

  6. Исключить короткое замыкание. Для этого прозвонить жгут проводки.

  7. Оценить работоспособность датчика. Для этого следует повращать колесо, снимая замеры с омметра. Разная частота вращения колеса — разное сопротивление.

  8. Установить на мультиметре режим вольтметра, чтобы замерить напряжение. Для этого необходимо соединить контакты и вращать колесо с частотой 1 оборот в секунду. Нормальное напряжение — 0.25-0.5 В. Показатель будет расти с увеличением частоты вращения.

  9. Проверить по описанному алгоритму все датчики. При проверке учитывают, что сопротивление на задней и передней оси будет разным.

При отсоединении штекера с него дополнительно следует удалить всю грязь. Используют ветошь. Колодки разъема тоже нуждаются в очистке. Не использовать агрессивных моющих средств.

Расшифровка результатов после диагностики мультиметром

Перед тем, как делать выводы о неисправности по данным сопротивления, стоит изучить инструкцию, техпаспорт. Производители указывают нормальные значения для основных параметров. Если документы утеряны или производитель не дает точных сведений, отталкиваются от средних допустимых значений — 0.5-2 кОм. Если сопротивление:

  • ниже предельно допустимого — датчик неисправен;

  • равно или близко к нулю — в катушке датчика межвитковое замыкание;

  • меняется при смене положения жгута проводки — внутри кабеля есть обрывы жил;

  • выше предельно допустимого (уходит к бесконечности) — обрыв катушки, проводки.

Иногда зафиксировать сопротивление мультиметром не удается. В этом случае проводят диагностику сопряженных элементов системы, приборов. То устройство, которое показывает отклонение от нормы, является причиной поломки АБС.

Способ №2: используем осциллограф

Осциллограф — специальное измерительное устройство. Его применяют мастера на станциях технического обслуживания для диагностики. Осциллограф позволяет дать более корректное представление о работоспособности АСБ. Результаты тестирования последний выдает в виде графиков изменения сигнала. Такой способ выдачи данных более точный, поскольку датчик ABS может генерировать импульсы, но сама амплитуда сигнала может быть неправильной. Именно она позволяет говорить об ошибке в работе системы. Перед тестированием снятие датчика не требуется.

Алгоритм действий:

  1. Выполняем отсоединение штекера элемента (как в способе №1).

  2. Проводим подключение осциллографа к пинам датчика АБС.

  3. Начинаем вращение ступицы посредством колеса (можно использовать другой метод). Частота вращения — 3 оборота в секунду.

  4. Снимаем показания прибора. Получим кривую колебаний сигнала.

Тестирование проводим для каждого датчика. При этом результаты анализируют попарно — для датчиков, расположенных слева и справа одной оси (передней, задней).

Расшифровка результатов после диагностики осциллографом

4.png

Можно смело утверждать, что система АБС находится в исправном состоянии, если:

  • наблюдается равномерная кривизна графика, нет боковых отклонений;

  • амплитуда колебаний идентична для парных датчиков (расположены на одной оси);

  • высота амплитуды сигнала не имеет резких взлетов или падений (прослеживается стабильность);

  • высота амплитуды ниже 0.5 В.

Для измерений можно использовать специальное программное обеспечение. Его инсталлируют на ноутбук со специальным адаптером. Устройство подключают к USB-разъему и снимают параметры сигнала.

Как определить целостность жгута проводки от штекера до колодки на ЭБУ?

Частая причина поломок АБС — повреждение проводки. Обрывы и замыкания приводят к тому, что к электронному блоку управления не доходит информация о преобразованных электрических сигналах. Если применение приборов показала норму, проверяют целостность жгута.

Чтобы найти повреждения, надо:

  1. Отсоединить все элементы, включая электронный блок управления.

  2. Найти данные о распиновке штекера ЭБУ. Поиск осуществляют по модели гидроблока. Она указана на корпуса на идентификационной табличке.

  3. Прозвонить жгуты.

Чтобы упростить диагностику в гаражных условиях, владельцам автомобиля не помешает обзавестись универсальными приборами для измерения основных показателей.

Способ №3: диагностика АБС без использования специальных приборов

Часто выяснить причину неисправности системы помогает тщательный визуальный осмотр базовых элементов. Выявляются трещины корпуса, разрывы и даже пятна окисления (повреждения) на проводке. При визуальном осмотре особое присматриваются к состоянию контактов, целостности штекера. Наличие окисленных пятен тоже должно настораживать. Последние становятся причиной ухудшения проводимости электрических сигналов.

Судить о том, что АБС исправно работает, можно после тестирования элементов обыкновенным стальным предметом. При работе устройства создают достаточно большое магнитное поле. Если к АБС поднести изделие из стали, оно должно притягиваться при включенном зажигании. Двигатель не работает — нет магнитного поля.

Признаки и причины неисправности ABS

Некорректная работа АБС в 8 из 10 случаев связана с поломкой датчиков на колесах. Автомобили, находящиеся в эксплуатации более 7 лет, могут иметь проблемы с тормозной системой из-за физического разрушения жгутов проводки. Последнюю поломку легко определить при визуальной оценке состояния. Она становится причиной неравномерной проводимости электросигнала. Тестер в этом случае покажет ошибку в работе АБС. Полное же ее отключение часто происходит из-за снижения на клеммах АКБ напряжения (до 10.5 В).

Признаки некорректного функционирования АБС:

  • постоянно горит, не гаснет лампа-индикатор;

  • на приборной панели загорается лампа АБС во время движения;

  • появились ошибки (высвечиваются в виде кодов), сигнализирующие о проблемах ABS;

  • педаль тормоза перестала вибрировать.

Контролировать состояние АБС позволяет световой индикатор на приборной панели автомобиля — оранжевый, желтый, красный свет. Если система работает исправно, лампа загорается при запуске двигателя и тухнет после быстрой самодиагностики элементов. О состоянии АБС стоит задуматься, если принцип нарушен.

Полезные видео по теме


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota