Содержание
Антиблокировочная система, или АБС — электрогидравлическая система активной безопасности автомобиля. Состоит из датчиков частоты вращения колес, поворота и давления в тормозах, гидравлического блока и блока электронного управления. Исправная ABS позволяет сохранить контроль над управлением машины и ее устойчивость при резком торможении, предупреждает блокировку колес. Система отлично выручает водителя на дорогах с низким коэффициентом сцепления, при езде во время плохой погоды. Ее исправность — основа безопасности движения. Если в ходе эксплуатации авто на приборной панели загорелась сигнальная лампа с подписью АБС, советуют незамедлительно принять меры. Активный индикатор указывает на неисправность антиблокировки. О том, как провести диагностику системы, следует поговорить детально.
Современные транспортные средства оснащают двумя типами АБС:
Активный датчик.
Работает по принципу эффекта Холла. Состоит из электронных элементов и постоянного магнита. Последний устанавливается на ступице. Частота его вращения считывается прибором. Зафиксированный параметр разницы потенциалов преобразуется в сигнал, который передается на блок управления. Датчики этого типа устанавливают достаточно редко. Их недостаток — при неисправности ремонт невозможен, только замена.
Пассивный датчик.
Датчик построен на базе катушки. Он активизируется с началом вращения колес, считывает информацию от зубчатого импульсного кольца. Блок управления считывает импульс тока, который возникает при прохождении зубца мимо прибора. Датчики пассивного типа включаются в работу на скорости свыше 5 км/час. Недостатков фактически нет. Преимущества — подлежат ремонту, не восприимчивы к загрязнению.
Основа диагностики — поиск конкретного неисправного датчика. В автомобилях, выпущенных после 2000-х годов, проверку легко провести с помощью специальных сканеров. Но сложность диагностики заключается в том, что сам датчик в 7 из 10 случаев исправен. Проблема зачастую кроется в проводке либо считывающем вращения колес устройстве.
Более эффективной, быстрой и точной будет проверка работоспособности датчиков с помощью тестеров, сканеров. Грубую диагностику можно проводить и без спецоборудования. Проверить можно самостоятельно либо обратиться за помощью к специалистам автосервиса.
Проверку проводят мультиметром — самый простой метод. Результаты тестирования сравнивают со значениями (надо уточнить заранее) сопротивления исправной катушки. Замеры снимают с демонтированного датчика или после отсоединение штекерного разъема. Алгоритм действий:
Установить машину на подъемник. Зафиксировать во избежание движения.
Снять колесо. Его демонтаж облегчит доступ к датчику.
Отсоединить штекер провода (пущен по колесной арке), идущего к общей проводке. Разъем датчиков задних колес размещен в салоне авто. Чтобы получить к нему доступ, надо откинуть подушку сиденья, отодвинуть покрытие. Под слоем напольного покрытия в некоторых моделях машин могут быть звукоизоляционные маты.
Установить на мультиметре режим омметра.
К щупам устройства подключаем выводы датчика. Снять показания. Нормальными показателями считается сопротивление в пределах от 0.5 до 2 кОм. Нормативные данные должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.
Исключить короткое замыкание. Для этого прозвонить жгут проводки.
Оценить работоспособность датчика. Для этого следует повращать колесо, снимая замеры с омметра. Разная частота вращения колеса — разное сопротивление.
Установить на мультиметре режим вольтметра, чтобы замерить напряжение. Для этого необходимо соединить контакты и вращать колесо с частотой 1 оборот в секунду. Нормальное напряжение — 0.25-0.5 В. Показатель будет расти с увеличением частоты вращения.
Проверить по описанному алгоритму все датчики. При проверке учитывают, что сопротивление на задней и передней оси будет разным.
При отсоединении штекера с него дополнительно следует удалить всю грязь. Используют ветошь. Колодки разъема тоже нуждаются в очистке. Не использовать агрессивных моющих средств.
Перед тем, как делать выводы о неисправности по данным сопротивления, стоит изучить инструкцию, техпаспорт. Производители указывают нормальные значения для основных параметров. Если документы утеряны или производитель не дает точных сведений, отталкиваются от средних допустимых значений — 0.5-2 кОм. Если сопротивление:
ниже предельно допустимого — датчик неисправен;
равно или близко к нулю — в катушке датчика межвитковое замыкание;
меняется при смене положения жгута проводки — внутри кабеля есть обрывы жил;
выше предельно допустимого (уходит к бесконечности) — обрыв катушки, проводки.
Иногда зафиксировать сопротивление мультиметром не удается. В этом случае проводят диагностику сопряженных элементов системы, приборов. То устройство, которое показывает отклонение от нормы, является причиной поломки АБС.
Осциллограф — специальное измерительное устройство. Его применяют мастера на станциях технического обслуживания для диагностики. Осциллограф позволяет дать более корректное представление о работоспособности АСБ. Результаты тестирования последний выдает в виде графиков изменения сигнала. Такой способ выдачи данных более точный, поскольку датчик ABS может генерировать импульсы, но сама амплитуда сигнала может быть неправильной. Именно она позволяет говорить об ошибке в работе системы. Перед тестированием снятие датчика не требуется.
Алгоритм действий:
Выполняем отсоединение штекера элемента (как в способе №1).
Проводим подключение осциллографа к пинам датчика АБС.
Начинаем вращение ступицы посредством колеса (можно использовать другой метод). Частота вращения — 3 оборота в секунду.
Снимаем показания прибора. Получим кривую колебаний сигнала.
Тестирование проводим для каждого датчика. При этом результаты анализируют попарно — для датчиков, расположенных слева и справа одной оси (передней, задней).
Можно смело утверждать, что система АБС находится в исправном состоянии, если:
наблюдается равномерная кривизна графика, нет боковых отклонений;
амплитуда колебаний идентична для парных датчиков (расположены на одной оси);
высота амплитуды сигнала не имеет резких взлетов или падений (прослеживается стабильность);
высота амплитуды ниже 0.5 В.
Для измерений можно использовать специальное программное обеспечение. Его инсталлируют на ноутбук со специальным адаптером. Устройство подключают к USB-разъему и снимают параметры сигнала.
Частая причина поломок АБС — повреждение проводки. Обрывы и замыкания приводят к тому, что к электронному блоку управления не доходит информация о преобразованных электрических сигналах. Если применение приборов показала норму, проверяют целостность жгута.
Чтобы найти повреждения, надо:
Отсоединить все элементы, включая электронный блок управления.
Найти данные о распиновке штекера ЭБУ. Поиск осуществляют по модели гидроблока. Она указана на корпуса на идентификационной табличке.
Прозвонить жгуты.
Чтобы упростить диагностику в гаражных условиях, владельцам автомобиля не помешает обзавестись универсальными приборами для измерения основных показателей.
Часто выяснить причину неисправности системы помогает тщательный визуальный осмотр базовых элементов. Выявляются трещины корпуса, разрывы и даже пятна окисления (повреждения) на проводке. При визуальном осмотре особое присматриваются к состоянию контактов, целостности штекера. Наличие окисленных пятен тоже должно настораживать. Последние становятся причиной ухудшения проводимости электрических сигналов.
Судить о том, что АБС исправно работает, можно после тестирования элементов обыкновенным стальным предметом. При работе устройства создают достаточно большое магнитное поле. Если к АБС поднести изделие из стали, оно должно притягиваться при включенном зажигании. Двигатель не работает — нет магнитного поля.
Некорректная работа АБС в 8 из 10 случаев связана с поломкой датчиков на колесах. Автомобили, находящиеся в эксплуатации более 7 лет, могут иметь проблемы с тормозной системой из-за физического разрушения жгутов проводки. Последнюю поломку легко определить при визуальной оценке состояния. Она становится причиной неравномерной проводимости электросигнала. Тестер в этом случае покажет ошибку в работе АБС. Полное же ее отключение часто происходит из-за снижения на клеммах АКБ напряжения (до 10.5 В).
Признаки некорректного функционирования АБС:
постоянно горит, не гаснет лампа-индикатор;
на приборной панели загорается лампа АБС во время движения;
появились ошибки (высвечиваются в виде кодов), сигнализирующие о проблемах ABS;
педаль тормоза перестала вибрировать.
Контролировать состояние АБС позволяет световой индикатор на приборной панели автомобиля — оранжевый, желтый, красный свет. Если система работает исправно, лампа загорается при запуске двигателя и тухнет после быстрой самодиагностики элементов. О состоянии АБС стоит задуматься, если принцип нарушен.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.