Элементы двигателя внутреннего сгорания находятся под воздействием сил трения. Чтобы защитить трущиеся детали, нужна обильная смазка. Контроль обеспечивается датчиком давления масла (ДДМ). Если смазочной жидкости недостаточно, двигатель может заклинить. Поэтому водитель из-за неисправности датчика давления или индикатора на приборной панели, может пропустить опасное понижение уровня смазки.
Умение проверять работу датчика давления пригодится каждому автовладельцу. Тогда водитель, увидев горящую лампочку, вовремя сориентируется и не доведет двигатель до серьезной поломки.
Задачи ДДМ – отслеживать нормальное функционирование масляной системы. Это обеспечивает:
защиту силового агрегата и его элементов;
охлаждение деталей ДВС;
предупреждение коррозии;
регулировку фаз ГРМ, работу гидронатяжителей, гидрокомпенсаторов;
удавление сажи, нагара, металлической стружки и других продуктов сгорания топлива.
Масло движется по системе, охлаждает, смазывает детали. Масляный насос, увеличивая напор, подает его на компоненты двигателя, которые испытывают сильную нагрузку (поршни, распредвал и т.д.). Слишком высокий или недостаточный напор может вызвать нежелательные процессы.
Из-за высокого давления:
увеличивается расход масла;
нарушается нормальная работа двигателя;
регулятор холостого хода работает с перебоями;
разрушаются уплотнители, поршневые юбки;
датчик расхода воздуха выходит из строя;
появляются характерные стуки, которые доносят из привода клапанов, гидрокомпенсаторов.
Недостаточный напор приводит к масляному «голоданию» двигателя, ускоряет разрушение коленвала, прочих деталей.
Автомеханики автосервиса Мотор Ленд рекомендуют: правильно подбирать смазочную жидкость, следить за ее качеством.
Датчик давления оповестит водителя, если:
уровень масла опустился ниже предельно допустимого значения. Причиной может стать утечка, повышенный расход масла. Для проверки уровня предусмотрен щуп;
недостаточный напор в системе. Происходит по разным причинам, например, в смазочный материал попало топливо;
засорился масляный фильтр. К засорению приводит некачественное масло или мусор, попавший в систему;
насос, подающий смазку, вышел из строя;
нарушены провода контроллеров.
Когда давление смазочной жидкости упало ниже критичной отметки, продолжение движение грозит серьезными повреждениями двигателя (заклинит).
Автомеханики Мотор Ленд рекомендуют:
Когда индикатор начинает светиться красным светом (недостаточное давление моторного масла), остановитесь, заглушите двигатель, иначе крупной поломки не избежать.
Классификация датчиков давления масла
По назначению ДДМ выделяют два вида:
аварийные;
измерительные.
Автопроизводители чаще устанавливают аварийные датчики давления масла, предупреждающие водителей о критически низком показателе давления. Индикатор в виде масленки на приборной доске неактивен, когда давление смазочной жидкости в норме, и загорается, когда оно падает до нуля. Если «масленка» вспыхнула, когда включили зажигание, а через несколько секунд погасла, значит, смазочная система работает в штатном режиме. В некоторых моделях устанавливают 2 датчика давления масла – на низкие или высокие показатели.
Далеко не все транспортные средства оборудованы измерительными датчиками давления масла. На панели приборов устанавливают циферблат, на котором стрелочка более точно показывает уровень масла. Водителю легче ориентироваться в работе системы смазки, своевременно пополнять запасы смазочного материала.
Конструкция датчиков давления масла бывает:
механической;
электронной.
Первые модели датчиков давления были механическими. Они еще встречаются на возрастных автомобилях советского производства.
Механический датчик давления состоит из:
мембраны;
штока (толкателя);
нихромовой обмотки;
ползунка.
Основной элемент механического устройства – мембрана. Чем с большей силой давит масло на ДДМ, тем сильнее прогибается мембрана. Она сильнее действует на шток. Он находится внутри герметичной цилиндрической емкости, заполненной смазочной жидкостью. Второй конец штока (или второй стержень) – стрелочка, движущаяся по шкале дифманометра.
Конструкция электронного типа датчиков давления масла на автомобилях встречается чаще. На новых моделях устанавливают именно электронный датчик давления масла, который состоит из:
мембраны;
штока;
резистора (реостата);
контактов;
проводов;
сигнальной лампочки.
На металлическую мембрану установлен резистор. Это чувствительный элемент, сопротивление которого реагирует на изменение кривизны изгиба мембраны.
Принцип действия электронного устройства основан на прерывании электрической цепи, которая ведет к сигнальной лампочке. Когда на мембрану не действует какая-либо сила, она остается ровной, замыкая цепь питания индикатора. Как только на нее начинает действовать давление, изгиб передает усилие штоку. Его движение приводит к размыканию электроцепи, сигнальная лампочка выключается. Чем сильнее у мембраны кривизна прогиба, тем больше значение сопротивления в резисторе.
ЭБУ (электронный блок управления) с помощью преобразователя считывает параметры и корректирует работу индикатора. Преобразователь способен трансформировать механическое воздействие в электронный импульс. Сигнал, поступающий на ЭБУ, должен находиться в пределах, заданных программой.
Водитель может проверить работоспособность датчик давления, если будет знать, где он находится и как к нему добраться. В принципе его место – блок цилиндров, но автопроизводители устанавливают датчик давления по-разному. Где установлено устройство в конкретной модели, можно узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Например, датчики давления в моделях ВАЗа могут находиться:
рядом со щитком ремня за правой частью мотора;
непосредственно на блоке распредвала;
слева в торцевой части корпуса двигателя.
самый удобный доступ к ним – сверху.
Так же сверху можно добраться к датчикам вазовских моделей «LADA Priora», «LADA Kalina», «LADA Granta». При этом придется демонтировать пластиковую защиту.
Для импортных моделей характерно то, что доступ к датчикам давления обычно снизу. При этом лучше воспользоваться смотровой ямой, домкратом или подъемником на станции техобслуживания. Например, у «Nissan X-Trail» место установки датчика давления масла – нижняя часть блока цилиндров рядом с насосом ГУР. Без демонтажа пластиковой защиты ремней и правого переднего колеса к датчику не подобраться.
На автомобилях Volkswagen Golf или Jetta стоит 2 датчика давления. Измерительный находится в торцевой части головки блока цилиндров (слева), его можно достать сверху. Аварийный – на масляном фильтре (правая часть двигателя). Чтобы к нему подобраться, придется пользоваться смотровой ямой или подъемником.
Доступ к обоим датчикам для высокого/низкого давления «Шкоды Актавии» – сверху, через моторный отсек.
У других моделей – свои особенности, которые можно узнать из руководства по эксплуатации.
Индикатор на приборной панели показывает, что возникли проблемы в самом устройстве. Признаки, по которым автовладелец может определить, что возникли неисправности в ДДМ:
появились проблемы с запуском двигателя;
потеря мощности мотора, медленный набор оборотов;
автомобиль плохо разгоняется, движется рывками;
мигание индикатора check engine и значка масла на панели;
индикатор или значок не погас через несколько секунд после запуска двигателя;
если лампочка не гаснет даже во время движения.
Причины неисправности датчика давления, из-за которых он выдает неправильные показания или не работает вовсе:
естественное старение материалов;
повреждена мембрана. Этот элемент не подлежит ремонту, нужна замена всего датчика давления;
замкнуло проводку ДДМ, окислились контакты;
изношен реостат;
давно не менялось масло;
деформирован шток (толкатель);
замыкание вывело из строя предохранитель, реле датчика давления;
произошла разгерметизация места присоединения;
производственный брак;
засорились шланги, трубки, по которым движется смазка;
неисправна электропроводка или сгорела индикаторная лампа;
неправильная установка датчика.
Исправный аварийный датчик давления масла должен включаться после поворота ключа зажигания и гаснуть через 2-3 секунды. Если он не отключил индикаторную лампу, значит, нужно его продиагностировать. Способы проверки механического датчика давления не сильно, но отличаются от методов для электронных ДДМ.
Однако, не все причины кроются в неисправности устройства. Поэтому начинать нужно с диагностики масляной системы. Сначала с помощью щупа нужно убедиться, что уровень смазочной жидкости в системе не упал ниже критической отметки.
Для проверки состояния электроцепи, которая ведет к индикатору, нужно отсоединить провод от устройства и убедиться, что погасла индикаторная лампочка. Затем проводник соединяют с «массой». Загоревшаяся лампа подтвердить исправность проводки.
Далее проверить в каком состоянии фильтр, насос и другие элементы системы. Если никаких отклонений от нормы не обнаружено, следует переходить к проверке самого датчика.
Подготовительный этап для любого типа устройства:
остановить автомобиль, если признаки неисправности проявились во время движения;
поставить на ручник;
заглушить двигатель и дать ему остыть. Работать придется в непосредственной близости к двигателю и можно получить ожоги;
снять минусовую клемму с аккумулятора;
в зависимости от того, где находится датчик давления, понадобится домкрат, смотровая яма или подъемник;
запастись набором ключей, шлицевой отверткой, мультиметром, 12-вольтовой лампой, отрезком шланга с хомутами разных размеров, шинным насосом, желательно оборудованным манометром, ветошью, силиконовой смазкой;
демонтировать ДДМ. Для этого используют гаечный ключ. После снятия устройства открытое посадочное гнездо закрывают мягким материалом, чтобы не сорвать резьбу и не препятствовать вытеканию масла во время работы двигателя. Демонтированный ДДМ нужно осмотреть. Если на нем присутствуют следы смазки, значит, он неисправен и требуется замена.
Определить контакты сигнала на индикаторную лампочку и на индикатор давления, «масса» берется с корпуса.
Подключить электросхему.
Обеспечить герметичность соединения воздушного шланга, который соединяет насос с чувствительным элементом ДДМ.
Подать давление 1-2 атм. Посмотреть по манометру, поступает ли давление. Если нет – без замены датчика давления масло не обойтись.
Вернуть исправный датчик обратно, перед этим использовать герметик.
На мультиметре устанавливается режим прозвона «на обрыв».
Герметично соединяют воздушный насос с входным (чувствительным) отверстием, предназначенным для подачи воздуха. Стрелка на шкале стоит на нуле.
На центральном входном контакте ДДМ устанавливают первый щуп, второй – на корпусе, «массе».
Насосом подают 1-1.5 атм на датчик. Более сильный напор может деформировать мембрану. У исправного устройства цепь размыкается быстро, а стрелка отклонится.
Поставить ДДМ на место.
Абсолютное давление первого составляет примерно 0.15-0.45 атм. Его проверяют так же, как и электронное устройство. Второй контролирует давление масла во время работы двигателя автомобиля. Верхняя граница 1.8 атм. Когда она достигнута, цепь замыкается, а индикатор активируется.
12-вольтовой лампочкой с двумя проводами заменяют мультиметр.
Один конец соединяют с выводным контактом, второй – с плюсом АКБ. Роль «массы» выполняет корпус.
Насосом или компрессором нагнетают давление примерно пол атмосферы. Индикатор исправного датчика гаснет.
Автовладелец, не имеющий опыта, может допустить ряд ошибок при проверке датчика.
Чтобы их избежать автомеханики Мотор Ленд рекомендуют:
следить за чистотой контактов, обнаруженные загрязнения обязательно удалять;
во время демонтажа смотреть, чтобы уплотнительное кольцо (установлено ниже датчика) не упало в отверстие картера двигателя;
ДДМ некоторых моделей автомобилей оборудован пластмассовым колпачком. Его фиксируют 2 пластиковые защелки. Старайтесь не повредить колпачок или защелки. Их невозможно купить отдельно, только вместе с новым датчиком;
оставшаяся смазка может вытечь из масляных каналов. Поставьте под автомобиль подходящий поддон, а после монтажа проверьте щупом уровень жидкости и, если нужно, долейте ее. Помните, смешивать разные масла запрещается;
для откручивания датчика на отдельных моделях автомобилей, из-за недостатка свободного пространства лучше подойдет не рожковый, а накидной гаечный ключ;
если корпус датчик давления масла прикипел к катеру и «не хочет» выкручиваться, не стоит прилагать больших усилий. Корпус достаточно хрупкий, его легко отломать, а его обломок останется в посадочном отверстии. Используйте специальное средство для выкручивания прикипевших деталей;
работайте без спешки, аккуратно, чтобы не повредить шланги, провода, другие соседние детали.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.