Ежедневно с 8.00-20.00

Как проверить работоспособность бензонасоса

Как проверить работоспособность бензонасоса
1.jpg

Запуск и бесперебойная работа двигателя автомобиля возможны, если к нему из топливного бака постоянно поступает топливо в достаточном количестве. Это возможно, когда бензобак заправлен, а бензонасос исправно перекачивает горючее по трубопроводу к силовому агрегату. Любой сбой приведет к тому, что движок заглохнет и машина остановится. Чтобы такого не произошло, автовладельцу нужно регулярно проверять работоспособность топливного насоса автомобиля.

Содержание

Виды бензонасосов и где применяются

Конструкция автомобиля такова, что топливо не может самотеком добраться до мотора. Нужно дополнительное усилие, которое заставит бензин двигаться в нужном направлении. Чтобы горючее попадало в цилиндры двигателя, необходима какая-то движущая сила. Эту роль выполняет давление, которое создается при помощи бензонасоса. Задача бензонасоса автомобиля заключается в том, чтобы создать в системе подачи топлива заданное рабочее давление, под воздействием которое горючее будет двигаться по направлению к двигателю.

Вид насоса определяется тем, на какой привод рассчитана конструкция. Ее создают на базе механического или электрического привода.

На современных моделях автомобилей механические бензонасосы практически невозможно встретить. Для современных автомобилей автопроизводители выбирают электронасосы. Они отличаются не только конструктивно. Если механические топливные насосы устанавливают на машины с карбюраторными двигателями, то электрбензонасосы универсальны. Ими оборудуют автомобили с инжектором, а также применяют для подкачки топлива как дополнение к бензонасосу высокого давления, которые используется в дизельных силовых агрегатах.

Особенности бензонасосов механического типа

2.jpg

Конструктивно бензонасос такого типа представляет собой камеру, оборудованную двумя клапанами (впускным, выпускным). В состав бензонасоса входят разные элементы:

3.jpg
  • камера с крышкой;

  • кулачок привода;

  • сетчатый фильтр;

  • шток;

  • балансир;

  • толкатель;

  • диафрагма;

  • клапана (текстолитовые шайбы);

  • возвратная пружина;

  • рычаг.

Перед входом устанавливают сетку, обеспечивающую грубую фильтрацию, чтобы очистить топливо от крупного мусора. Это уберегает внутренние детали от повреждения и заклинивания рабочих частей насоса.

Место установки зависит от того, какие колеса в машине ведущие:

  • передние – распредвал двигателя;

  • задние – насос, подающий масло (на валу).

По какому принципу строится работа механического бензонасоса

Насос начинает работать под воздействием эксцентрикового кулачка, который находится на распредвалу. Во время вращения вала он давит на толкатель, чтобы усилие передалось приводному рычагу. С помощью рычага обеспечивается движение вниз штока, который соединен с диафрагмой. Этому движению пытается воспрепятствовать пружина, сопротивление которой нужно преодолеть. Из-за этого над диафрагмой образуется область с разрежением. Начинается открытие впускного клапана. После того, как клапан откроется, происходит закачка горючего в камеру.

Вал продолжает вращаться, и следующий поворот приводит в действие пружину. Чтобы шток вместе с диафрагмой и толкателем, а также приводной рычаг вернулись на исходную позицию, начинает действовать возвратная пружина. Это приводит к тому, что в области разрежения происходит повышение давления, которое закрывает впускной клапан. Открывшийся выпускной клапан под действием давления, когда мембрана достигла верхнего положения, проталкивает горючее через нагнетательный штуцер в карбюратор.

Топливный бензонасос устанавливается на небольшом расстоянии от карбюратора, поэтому не приходится создавать высокое давление. Фактически происходит засасывание механическим бензонасосом горючего в силовой агрегат из бензобака, а не проталкивание, как электрический.

Предусмотрена подкачка бензина ручным способом. Для этого на корпус бензонасоса устанавливается рычаг подкачки. Усилие передается кулачком непосредственно на шток и балансир. Но толкатель при этом не задействуется.

Работа бензонасоса начинается одновременно с включением зажигания и продолжается, пока мотор продолжает работать. От работоспособности нагнетательного устройства, в конечном счете, зависит работа силового агрегата. Автовладельцу приходится регулярно проверять работоспособность бензонасоса, чтобы двигатель не заглох в неподходящий момент.

Электрический бензонасос

4.jpg

Во многом конструкции механического и электрического насосов схожи и задача у них одинаковая. Но функционирование электробензонасоса обеспечивает электродвигатель. Он подключается к бортовой электросети, напряжение в которой составляет 12 V. В состав безнзонасоса включается:

  • электромотор, обеспечивающий подачу горючего, не зависимо от того, насколько быстро вращается двигатель;

  • гидронагнетатель. Он оборудован двумя клапанами, решающими свои задачи. Предохранительный предназначен для сброса избыточного давления. Задача обратного состоит в том, чтобы воспрепятствовать возврату горючего в топливный бак.

Когда автовладелец поворачивает ключ, чтобы включить зажигание, одновременно включается бензонасос. Бортовой компьютер подает сигнал, чтобы насос начал нагнетать горючее в магистраль. Силовой агрегат начинает функционировать. Всего через пару-тройку секунд показатель давления, которое можно проверить манометром, в системе подачи топлива достигнет рабочего значения. Автоэлектроника не даст устройству сгореть и отключит его, когда мотор долго не заводится.

Реле, получившее команду от ЭБУ, включает электрический насос. Это может происходить, когда открывается водительская дверь или включается система зажигания. Реле может совмещаться с блоком предохранителей. Иногда его устанавливают в непосредственной близости к модулю, обеспечивающему управление силовым агрегатом.

Горючее поступает в камеру по трубопроводу с односторонним клапаном, после фильтра первичной очистки, поступает в цилиндры.

Электробензонасос реагирует не на педаль газа. Обороты электродвигателя, начавшего работать после включения зажигания, будут все время постоянными, так же, как и создаваемое давление. Это можно проверить манометром. Потому что не насос, а СРТ (система распределения топлива) определяет, когда и сколько горючего нужно направить каждому цилиндру. Стабильность давления обеспечивается редуктором. Работа бензонасоса прекращается одновременно с отключением движка.

Электробензонасос имеет две части для решения разных задач:

  • мехчасть должна обеспечить закачку горючего;

  • электрическая – привести в действие механику.

Конструктивно бензонасосы можно разделит на четыре группы:

  • вакуумных;

  • роликовых;

  • шестеренчатых;

  • центробежных (турбинных).

Вакуумные бензонасосы

Конструктивно они мало чем отличаются от устройства обычных бензонасосов, за исключением типа привода. Его роль выполняет электромоторчик. Втягивающее реле состоит из сердечника и обмотки. Магнитное поле, возникающее после поступления напряжения на обмотку, начинает втягивать сердечник и диафрагму, связанную с ним. Когда напряжение становится равно нулю, под действием возвратной пружины диафрагма возвращается в первоначальное положение.

Роликовые бензонасосы

Эти электробензонасосы состоят из нескольких компонентов:

  • рабочего колеса;

  • клапанов (обратного и предохранительного);

  • электрического разъема;

  • электромоторчика, запитанного от бортовой электросети с напряжением 12 V.

5.jpg

Рабочая часть – ротор. В нем сделаны специальные пазы для вращения роликов. Внутренний объем корпуса имеет две камеры: впускную и выпускную. Они сделаны как проточки, к которым присоединили подающую и отводящую магистрали. Вращение роликов обеспечивает перекачку бензина из одной (впускной) в другую (выпускную) камеру.

Шестеренчатые насосы

Внутри большей шестеренки установлена вторая меньшего размера. Такая конструкция создает между ними камеру. Движущиеся по эксцентриковой траектории шестеренки захватывают в подающем канале горючее. Захваченный объем топлива перекачивается в отводящий канал.

Турбинные электробензонасосы

Автопроизводители чаще других устанавливают бензонасосы, которые, по сути, являются центробежными.

6.jpg

Рабочее колесо турбины имеет много лопастей. Это позволяет создать вихревой поток, с помощью которого бензин всасывается в бензонасос, сжимается до достижения давлением заданного показателя. Затем через обратный клапан выталкивается в трубопровод.

В зависимости от места расположения бензонасосы насосы подразделяются на выносные и погружные устройства.

Выносной бензонасос находится за пределами бензобака, например, на трубопроводе. Из-за частого перегрева их редко устанавливают на современные автомобили.

Погружной электрический бензонасос (ПЭБ) находится в самом топливном баке. Его расчетный рабочий ресурс составляет 200.000 километров пробега. Он уменьшается из-за некачественного горючего, перегрева электромотора, коррозии.

7.jpg

К его достоинствам относится:

  • хорошее охлаждение. Роль охлаждающей жидкости выполняет топливо, которое омывает рабочие детали. Поэтому поездки с пустым баком (менее 10 л) приведут к перегреву электродвигателя. Это особенно опасно в жару;

  • не нужно беспокоиться о смазке. С этой задачей справляется сама топливно-воздушная смесь. Низкосортное горючее с большим количеством примесей ускоряет износ внутренних деталей;

  • ПЭБ не рассчитан на перекачку воды, поэтому проверять работоспособность насоса можно только топливом. Это убережет детали от коррозии;

  • достаточно места, чтобы поставить фильтр, обеспечивающий грубую очистку.

По каким признакам можно определить неисправность бензонасоса

Снабжение двигателя горючим нарушается поломкой бензонасоса. Его неисправность проявляется определенными признаками.

Внимательный водитель заметит признаки, который свидетельствуют о неисправностях в бензонасосе:

  • работа насоса сопровождается свистом, гулом, треском. Когда агрегат исправен, он агрегат слегка шумит или жужжит;

  • после запуска мотора устройство не издает никаких звуков;

  • двигатель как холодный, так и прогретый медленно запускается;

  • сильный перегрев;

  • запоздалая реакция на педаль газа;

  • ухудшилась разгонная динамика, движение сопровождается рывками;

  • увеличение расхода топлива;

  • глохнущий силовой агрегат при наличии топлива в топливном баке;

  • неустойчивая работа движка, троение, плавающие обороты;

  • после выключения зажигания насос продолжает работать;

  • на свечах заметен черный налет.

Не все подобные признаки свидетельствуют о неисправности бензонасоса. Например, плавающие обороты появляются, если выходят из строя дроссельная заслонка, датчик воздуха. Точно установить, что неисправно можно только на диагностике.

Причины неполадок

На работу бензонасоса влияют многие причины и некоторые их них могут вывести топливный насос из строя.

Причиной неисправности механического топливного насоса может стать:

  • заправка низкосортным топливом и, как следствие, засорение фильтра;

  • повреждение диафрагмы;

  • накопившаяся под клапанами грязь;

  • растянувшаяся пружина;

  • разгерметизация корпуса;

  • естественное старение материалов.

Автопроизводители выпускают довольно надежные электрические бензонасосы. К причинам неисправности топливного насоса относится:

  • сгоревшие контакты;

8.jpg
  • ржавые, поврежденные провода;

  • неисправности в ЭБУ;

  • засорение фильтра грязью, ржавчиной, примесями;

9.jpg
  • расплавленная турбина. Это вызывается «топливным голоданием» насоса из-за частых поездок с пустым баком;

10.jpg
  • износ уплотнительной прокладки;

  • выработка внутренним штоком рабочего ресурса;

  • неисправность электродвигателя;

  • выход из строя нагнетающего или всасывающего клапана;

Проверка работоспособности бензонасоса

Проверять состояние бензонасоса нужно при появлении первых признаков его неисправности.

Проверка без инструментов

11.jpg

Проверять начинают с осмотра насоса:

  • нет ли внешних повреждений;

  • выкручивают свечи. Если они оказались сухими, то подача топлива нарушена;

  • осматривают предохранители, проводку. Они должны быть неподгоревшими, проводка целой, без нарушения изоляции;

  • проверяют отключение бензонасоса после включения противоугонной системы;

  • исследуют состояние сетчатого фильтра.

Затем заводят двигатель и прислушиваются. Если устройство исправно, работа бензонасоса будет сопровождаться тихим, равномерным жужжанием.

Проверку состояния диафрагмы выполняют после снятия верхней крышки. Отсоединяют от карбюратора шланг и запускают двигатель. Хороший напор равномерной струи свидетельствует о том, что с насосом все в порядке.

Инструменты

Для поверки исправности бензонасоса аудио-визуальной диагностики недостаточно. Придется пользоваться:

  • автомобильным сканером. Точность диагностики высокая, но он стоит немало. Чтобы вывести результаты проверки, придется воспользоваться ПК, планшетом или смартфоном;

  • мультиметром, другими электроизмерительными приборами. В крайнем случае, подойдет контрольная лампа;

  • манометром, чтобы измерять давление.

Как проверить работоспособность бензонасоса с помощью инструментов

Измерительное оборудование поможет проверить электрику:

  • реле. Его снимают и мультиметром, включенного в режим омметра, замеряют сопротивление обмотки. Сильный рост показателя говорит об обрыве;

  • подачу напряжения. Достают бензонасос, но от электросети не отключают, запускают мотор. Мультиметр переводят на измерение напряжения. К клеммам подключают щупы и измеряют напряжение. Оно не должно превышать показатели бортовой сети;

  • прозвонка электродвигателя. Проводится измерение сопротивления обмотки статора. Чтобы выявить обрыв, проверяют контакты. Поле этого измеряют сопротивление между корпусом и контактом. Если обмотка замкнулась на корпус, будет обнаружена проводимость;

12.jpg
  • давление бензина. Манометр подключают к топливной рампе. Измерения проводят, если двигатель заглушен, в режиме холостого хода, во время движения. Если движок включен, то манометр покажет не более 3.7 атмосферы;

13.jpg
  • обратный клапан. Его задача – не пропускать возврат бензина из трубопровода. Для тестирования используется манометр. Если клапан в норме, то давление не превысит 0.3 мегапаскаля.

Сломанный бензонасос лучше заменить, чем пытаться отремонтировать, не располагая профессиональным оборудованием. Не имея опыта подобной работы можно нарушить тонкую настройку всех элементов, что повлечет за собой серьезные неприятности.

Полезное видео по теме


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota