Ежедневно с 8.00-20.00

Как проверить турбину дизельного двигателя

Как проверить турбину дизельного двигателя
1.jpg

Многие автовладельцы дизельных автомобилей выбирают турбированные двигатели. Их привлекает мощность, маневренность, меньший расход топлива. Турбомоторы превосходят по многим параметрам атмосферные аналоги с таким же объемом. Чтобы машина с турбокомпрессором долго сохраняла свою работоспособность, водитель должен бережно относиться к системе турбонаддува. Хотя автопроизводители заложили рабочий ресурс турбин в пределах 150.000-200.000 километров пробега, нужно регулярно проверять ее состояние. Иначе может серьезно пострадать дизельный двигатель, ремонт которого обойдется дорого.

Содержание:

Как устроена турбина дизеля

2.jpg

Турбодизель отвечает за подачу воздуха под давлением в цилиндры, чтобы двигатель развивал большую мощность при том же объеме камеры сгорания. Конструкция состоит из разных компонентов:

  • корпуса компрессора;

  • турбинной и компрессорной крыльчаток (колес);

  • оси или вала;

  • корпуса подшипников.

Работа турбокомпрессора обеспечивается выхлопными газами. Они проходят по корпусу-улитке, разгоняются, попадают на крыльчатку, заставляют ее вращаться. На ротор и корпус постоянно воздействуют раскаленные газы, поэтому для их изготовления используются жаропрочные материалы.

Внутри корпуса находится ось (вал), которая обеспечивает жесткое крепление турбинной крыльчатки и компрессорного колеса. Вал крепится подшипниками скольжения. Смазк реализуется моторным маслом, от протечки которого защищают уплотнители (кольца, прокладки).

Противоположное направление вращения вала и крыльчатки помогает плотно прижимать элементы друг к другу. Отработанный газ проходит выпускной коллектор, затем попадает в специальный канал. В компрессоре происходит сжатие воздуха, после чего он под определенным давлением поступает в камеру сгорания.

3.jpg

В турбинах с изменяемой геометрией газовым потоком можно управлять. Недостатком таких турбокомпрессоров является высокая стоимость, а также практически неремонтопригодные.

Подача воздуха увеличивается, когда растут обороты агрегата, из-за общей оси турбинной и компрессорной крыльчаток. Поэтому приходится сталкиваться турболагами (турбоямами) и турбоподхватом.

Турболаг возникает, когда водитель резко нажимает педаль газа, это не сразу приводит увеличению мощности движка. Причина – инерционность нагнетательной системы. Требуется время, чтобы выхлопные газы раскрутили турбинное колесо. Затем возникает турбоподхват и обороты двигателя резко увеличиваются.

В чем преимущества и недостатки турбодизелей

Использование турбированных двигателей имеет положительные и отрицательные стороны.

Турбодвигатель имеет ряд достоинств:

  • меньший вес при сохранении мощности. К тому же более легкий турбированный двигатель расходует меньше солярки;

  • высокие показатели крутящего момента, широкий диапазон его стабильности, включая низкие обороты;

  • сниженный расход дизтоплива. Это обеспечивается контролем электроники за количеством поступающего в цилиндры воздуха и топлива. Сбалансированность смеси приводит к полноценному сгоранию и максимальной отдачи полезной энергии. Однако, автовладельцу нужно помнить, что агрессивный стиль вождение лишает данного преимущества.

Недостатки турбированного ДВС:

  • работа двигателя усложняется наличием электроники;

  • сложная схема турбонаддува;

  • можно пользоваться только качественным топливом, моторным маслом;

  • повышенные тепловые и механические нагрузки ускоряют износ тубированного двигателя;

  • турболаги (турбоямы). Хотя нагнетали с изменяемой геометрией практически лишены этого недостатка;

  • высокая стоимость ремонта турбокомпрессора.

Признаки неисправности турбодвигателя

Автопроизводители, создавая турбированный мотор, заложили хороший запас прочности. Однако он может быть исчерпан.

Неисправность можно заметить по ряду прямых и косвенных признаков:

  • изменение цвета отработанных газов. Выхлоп становится черным, белым или сине-сизым;

  • появление нехарактерных звуков. Работающий под нагрузкой двигатель начинает свистеть, звенеть;

  • воздух и масло подается при недостаточном давлении;

  • склонность двигателя к перегреву из-за повышения температуры;

  • увеличивается потребление масла, дизтоплива;

  • видны масляные подтеки, образовавшие из-за протечки;

  • нестабильность работы силовой установки на холостом ходу;

  • потеря мощности турбомотора, ухудшение динамики, падение тяги. Как следствие, машина хуже разгоняется.

Не все симптомы однозначно указывают на то, что именно турбокомпрессор вышел из строя. Однако при появлении подобных признаков турбину нужно проверить. Убедившись в ее исправности, провести диагностику других узлов, механизмов.

Причины поломки

Есть несколько первопричин, из-за которых турбина выходит из строя:

  • недостаточное количество масла, его низкое качество;

  • несвоевременная замена фильтров;

  • разгерметизация патрубков;

  • засор маслопроводов;

  • механические повреждения;

  • перегрев агрегата;

  • производственный брак;

  • нарушение регламента ремонтных работ;

  • другие причины.

Недостаточное поступление масла

Двигатель и турбина сильно страдают от так называемого масляного голодания. Даже когда ненадолго прекращается поступление моторного масла, трущиеся элементы перегреваются, быстро изнашиваются. К неисправностям приводит нарушение правил эксплуатации дизеля:

  • несвоевременно меняют фильтры, масло, в него попало дизтопливо или охлаждающая жидкость;

  • не прогревают движок зимой;

  • в поддоне смазки становится чересчур мало;

  • турбину неправильно установили.

Грязное масло

В сильно загрязненной смазке присутствуют абразивные частицы, продукты коксования. Они повреждают пары трения турбины. Использование низкосортного масла приводит быстрому загрязнению масляного фильтра, перепускного клапана.

4.jpg

Грязное масло начинает обходить засорившийся фильтр, а загрязнения попадают во всю систему. Не стоит экономить на качестве смазочных материалов, несвоевременно менять фильтрующие элементы, чтобы не пришлось ремонтировать турбину.

Механические повреждения

Предмет, который прилетел из дизельного мотора, может погнуть лопасти турбины. Это приводит к нарушению баланса.

Крыльчатка разогретого турбокомпрессора пострадает, если разрушаются отдельные детали турбины (клапаны, седла, поршни). Попадание во впускной тракт двигателя кусочка ветоши, гайки, болта повредит холодную крыльчатку. Турбину с механическими неисправностями нельзя эксплуатировать.

Перегрев

Турбина охлаждается смазочным материалом. Резкая остановка двигателя, который долго работал, может привести к перегреву из-за внезапно прекратившейся циркуляции масла. Турбокомпрессор не охладится, а высокая температура вызовет закоксовку остатков смазки. Если поездка было долгой, то перед остановкой турбомотора нужно, чтобы он немного поработал на холостом ходу.

Теплоотдача также ухудшается, если на внутренних стенках картера накапливается гарь. Если турбина стала малинового цвета, значит, в масло попало топливо.

5.jpg

Кроме того причинами перегрева может стать разгерметизация соединений воздухоподачи или автопроизводитель не установил топливный насос.

Изменение цвета выхлопа

По цвету дымления можно узнать, какие дефекты появились в турбине:

черный – неполное сгорание дизтоплива, нестабильная работа дизельного мотора;

сине-сизый – горит масло в выхлопной системе,

белый – не прогрет двигатель или засорился маслопровод.

6.jpg

Подробнее о причинах появления цветного дыма можно прочитать в статье на нашем сайте «Дым из выхлопной трубы дизельного двигателя».

Способы проверки турбины дизельного двигателя

Автовладелец может сам провести проверку турбокомпрессора, чтобы обнаружить дефекты, пока еще не нужен серьезный ремонт или замена.

Проверка неснятой турбины

Водителю нужно каждый раз тщательно осматривать агрегат, когда приходится менять масло или он заметит признаки неисправностей, например, цветное дымление.

Алгоритм диагностики:

  1. Проверка уровня и качества моторного масла.

  2. Осмотр турбины. Внутри не должны присутствовать обломки запчастей, кусочки ткани, другие посторонние элементы.

  3. Анализ цвета дымления.

  4. Осмотр воздушного фильтра. Забитый фильтр перестанет пропускать воздух в нужном объеме. Это приведет к воздушному голоданию и, как следствие, разному давлению в корпусе подшипников, а также картридже.

  5. Проверка целостности патрубков, герметичности их соединений.

  6. Обследование сливного маслопровода. У них не должно быть повреждений и перегибов.

  7. Осматривая маслоналивную горловину бачка, обратить внимание на появление сизых испарений над ней. Это признак того, что нарушен система вентиляции картерных газов, из-за чего двигатель начнет сапунить.

Диагностика турбины при работающем двигателе проводится вместе с партнером. Под капотом находят патрубок, соединяющий турбокомпрессор с выпускным коллектором, сжимают его рукой.

7.jpg

Напарник газует несколько секунд. Водитель ощутит, когда патрубок начнет раздуваться. Это говорит о нормальном состоянии компрессора. Если это не происходит, причиной может быть неисправный турбокомпрессор или проблемы связаны с двигателем. Точный ответ может дать профессиональная диагностика в автосервисе.

Проверка снятой турбины

Если автовладелец настолько опытный, что может аккуратно снять турбину, то диагностика элементов агрегата упрощается. Водитель сможет:

  • обнаружить масляные подтеки внутри патрубка, соединяющего интеркулер с турбиной, а также наличие любых деформаций;

  • осмотреть турбинное колесо, проверить состояние лопастей. Они могут быть повреждены или погнуты посторонними предметами, сточены за время работы. Эксплуатация турбокомпрессора с такими повреждениями запрещена, потому что это приводит к разрушению агрегата, выхода из строя турбомотора;

  • протестировать продольный (осевой) люфт вала, который у исправного агрегата практически не заметен (меньше 0,1 мм);

8.jpg
  • оценить радиальный (поперечный) люфт. Он не может превышать 1 мм. Если турбокомпрессор изношен, крыльчатка будет сильнее двигаться в сторону стенок;

9.jpg
  • обследовать корпус. Наличие на нем трещин, вмятин, любых деформаций опасно раскручиванием резьбы. Из-за этого может пострадать как турбина, так и двигатель;

  • проверить работоспособность актуатора. Перед проверкой узел нужно демонтировать, осмотреть, нет ли коррозии. Когда появляется ржавчина, то может подклинивать шток. Кроме того нужно изучить состояние мембраны. Для этого поднимают шток, затыкают технологическое отверстие, исправная запчасть будет удерживать шток поднятым. Достаточно около 20 секунд;

  • продиагностировать геометрию турбины, которую нужно своевременно обслуживать. Если она выйдет из строя, начнутся проблемы с актуратором. Его нестабильность приведет к рывкам в работе турбокомпрессора (передув, недодув). Поэтому чистка геометрии – обязательная процедура. Сняв агрегат, проверить, туго или свободно вращаются лопатки. Тугое вращение говорит о том, что скопилась сажа, лопатки за нагар цепляются.

10.jpg

После демонтажа кольца скопившуюся грязь удаляют с помощью специальных чистящих средств, но не пескоструйным способом. Затем работу актуатора нужно проверить манометром. Плавное движение механизма, когда давление достигло 0.6-0.7 бара, говорит о нормально работающей геометрии.

Видео как проверить турбину дизельного двигателя


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota