Своевременное техобслуживание может избавить автовладельцев от многих неприятностей. Порой достаточно просто процедуры чистки дроссельной заслонки (иногда ее называют дросселем), чтобы решить проблемы с регуляцией воздушного потока, поступающего во впускной коллектор. Из-за загрязнения дросселя снижается мощность двигателя, возникают проблемы с зажиганием и прочие негативные последствия.
Несколько элементов дроссельной заслонки (ДЗ) объединяются одним корпусом. С помощью патрубков обеспечивается присоединение к разным системам:
Сама задвижка представляет собой металлический диск, который способен поворачиваться на 90 градусов.
Открытием дросселя управляет привод, а закрытием – пружинный возвратный механизм или электромотор.
Привод должен заставить двигаться клапан, когда автовладелец нажал на акселератор.
ДПДЗ (это аббревиатура датчиков положения задвижки) способны измерять угол открытия заслонки. Они передают результаты измерений блоку управления силовой установкой.
У дросселей механического типа есть специальный регулятор холостого хода (РХХ). Этот элемент, отслеживая частоту вращения коленвала, поддерживает ее на нужном уровне, когда педаль газа отпущена, а клапан закрыт.
Открыв капот, можно увидеть дроссельный узел. Он соединен с впуском и воздушным фильтром.
Фактически устройство выполняет функции перепускного клапана. Он помогает регулировать давление, ограничивает поступление воздуха. Открытая задвижка поддерживает уровень давление в коллекторе, равный атмосферному. После закрытия ДЗ, давление снижается практически до уровня вакуума.
Автомобили с двигателями, работающими на бензине оборудованы дроссельным узлом. В дизельных машинах ДЗ если и ставят, то для обеспечения плавного выключения мотора или на всякий случай (вдруг произойдет сбой в работе силовой установки).
Автопроизводители устанавливают три разновидности дросселей, которые отличаются видом привода.
Начало установки заслонок с этим видом привода связано с появлением инжекторов. Основная роль по управлению ДЗ отводится автовладельцу. Чаще всего такой дроссель встречается на бюджетных или возрастных автомобилях. В конструкции заслонок механического типа приходится иметь дело с несколькими составляющими:
Прямое соединение ДЗ с педалью газа обеспечивается тросиком, который сделан из стали.
Поначалу работа ДПДЗ строилась на способности потенциометров менять сопротивление. Насколько сильно была открыты заслонка (угол открытия) определялось по изменению сопротивления. Однако их работоспособность зависела от изношенности контактных пар. Их со временем заменили более надежные магниторезистивные агрегаты.
В механических устройствах поступлением воздушного потока в силовой агрегат, работающий в режиме холостого хода, заведуют РХХ. Это отдельные каналы, которые обходят основной. Они нужны, чтобы поток воздуха поступал в движок, когда задвижка закрыта.
Байпасные (воздушные) каналы способны поддерживать обороты силового агрегата, когда на холостом ходу создается дополнительная нагрузка. Например, водитель начинает пользоваться климат-контролем или кондиционером. Если РХХ не справляется, поступление нужного объема воздуха обеспечивается байпасными каналами. Однако малое сечение часто приводит к их засорению или обледенению. Поэтому дроссельную задвижку соединяют с системой охлаждения, чтобы использовать проходящий по ним антифриз для отогревания.
Дроссель механического типа допускает погрешность, когда готовится топливная смесь. По этой причине экономичность и итоговая мощность движка падают. ЭБУ не успевает среагировать, если положение заслонки резко меняется. Поэтому расход бензина возрастает.
Когда водитель «газует», тяги, рычаги и трос приходят в движение, чтобы заслонка повернулась. Воздушный поток устремляется в систему, где формируется топливовоздушная смесь (ТВС). Если автовладелец снимает ногу с акселератора, то приходит активация возвратного механизм и задвижка закрывается.
Кроме тросика задвижкой управляет электродвигатель с редуктором.
В этом дроссельном устройстве отсутствуют дополнительные каналы, но появился специальный механизм, который взял на себя частичное управление на некоторых режимах. Запуск двигателя показывает блоку управления, что нужно рассчитать объем воздуха. После расчетов ЭБУ скомандует, на какой угол должна повернуться ДЗ. Получив команду, электромотор поворачивает заслонку. Если движок работает на других режимах, то поворотом задвижки управляет автовладелец. Конструкция стала проще, но от ошибок в приготовлении ТВС избавиться не удалось.
В электронном дросселе отсутствует механизм механической связи акселератора с задвижкой. Управлением занимается электроника.
В конструкцию заслонки входит нескольких элементов.
После того, как водитель нажал на акселератор, информацию о положении педали газа считывает специальный датчик и передает данные электронному блоку. Кроме этого ЭБУ получает информацию от других датчиков:
Обработав полученные данные, электродвигатель получает от блока команду с указанием, на какой угол открыть задвижку. При этом двигатель получает необходимый объем воздуха.
У электронной заслонки есть ряд достоинств:
Среди недостатков электронного устройства отмечают:
Грязный дроссельный узел приводит к снижению производительности, неполному сгоранию топлива, другим неприятным последствиям, даже ремонту.
Симптомами, свидетельствующими о скоплении грязи в дросселе, являются разные отклонения:
Причин для появления отложений на дросселе несколько:
Низкокачественный или забитый фильтрующий элемент не способен полностью очистить воздух, особенно, если нарушена герметичность воздуховода. Грязь накапливаются на элементах устройства, нарушает его работу. Помимо воздушного в регулярной замене нуждается топливный фильтр, хотя и реже.
Опасные стойкие отложения образует смесь масляной пыли с картерными газами. Пройдя через клапанную крышку, они накапливаются на ДЗ и мешают нормальной работе узла.
Чтобы избежать негативных последствий в виде ремонта из-за неполадок устройства, опытные мастера автосервиса Мотор Ленд в Воронеже рекомендуют периодически проверять его состояние и, при необходимости, проводить очистку. При самостоятельной чистке нужно учитывать, что для эффективного очищения нужно заранее подготовить все обходимое и соблюдать алгоритм работы.
Дроссель прослужит дольше, если его содержать в чистоте. Регламентируемых сроков не существует. Они зависят от разных факторов:
С профилактической целью очищение проводится каждые 30 000-50 000 км пробега.
До начала очистки автовладельцу нужно обзавестись:
В процессе чистки дросселя часто пользуются так называемыми «карбиклинерами», которыми чистят карбюратор. Средства наносят кисточкой, оставляют на несколько минут и удаляют ветошью или салфетками. Составы хорошо удаляют смолистые отложения с поверхности карбюратора.
Однако на дроссельной заслонке откладываются более тяжелые загрязнения из углерода, сильного нагара, масляной пыли. Поэтому состав очистителя дросселя способен справиться с тяжелым углеродом, сажей, маслом. Средство оставит после себя гладкую чистую поверхность, чтобы в дальнейшем к ней не прилипали тяжелые отложения.
Процедура выполняется после остывания двигателя. Нужно учитывать, что есть несколько отличий для заслонок с разными типами привода. До начала работы с механическим узлом отсоединяется минусовая клемма АКБ, чтобы не произошло короткое замыкание. В случае электронной ДЗ этого не делают – электропитание потребуется позже.
Первый этап одинаковый как для чистки без демонтажа, так и для полной чистки со снятием дроссельной заслонки. Снимается гофра, идущая от корпуса воздушного фильтра к дроссельному узлу. Для этого надо ослабить металлические хомуты с двух сторон, аккуратно снимается патрубок шланги.
Этого достаточно, чтобы почистить ДЗ без демонтажа. Работать нужно в защитных очках и резиновых перчатках, так как очиститель очень агрессивные.
Алгоритм чистка без снятия устройства:
Алгоритм полной чистки:
Достигнув нужного результата, почищенный дроссель собирают и устанавливают на место.
Если после очистки не провести адаптацию дроссельной заслонки, то в большинстве случаев можно столкнуться с проблемами. Самый простой способ – на время снять отрицательные клеммы с аккумулятора. Будут сброшены все настройки, а узел вернется к заводским параметрам. Затем восстанавливают электропитание, запускают двигатель и проверяют стабилизацию холостых оборотов.
Второй способ используется для электронного дроссельного узла:
Самостоятельная чистка позволяет сэкономить время и деньги, если автовладелец не сделает типичные ошибки:
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.