ПН-СБ 8:00-20:00, ВС 9:00-18:00

Пошаговый план чистки дроссельной заслонки

Пошаговый план чистки дроссельной заслонки
Чистка дроссельной заслонки

Своевременное техобслуживание может избавить автовладельцев от многих неприятностей. Порой достаточно просто процедуры чистки дроссельной заслонки (иногда ее называют дросселем), чтобы решить проблемы с регуляцией воздушного потока, поступающего во впускной коллектор. Из-за загрязнения дросселя снижается мощность двигателя, возникают проблемы с зажиганием и прочие негативные последствия.

Как устроена и работает дроссельная заслонка

Дроссельный узел

Несколько элементов дроссельной заслонки (ДЗ) объединяются одним корпусом. С помощью патрубков обеспечивается присоединение к разным системам:

  • впускному коллектору;
  • адсорберу (улавливающей пары бензина);
  • отвода картерных газов;
  • охлаждения двигателя.

Сама задвижка представляет собой металлический диск, который способен поворачиваться на 90 градусов.

Открытием дросселя управляет привод, а закрытием – пружинный возвратный механизм или электромотор.

Привод должен заставить двигаться клапан, когда автовладелец нажал на акселератор.

ДПДЗ (это аббревиатура датчиков положения задвижки) способны измерять угол открытия заслонки. Они передают результаты измерений блоку управления силовой установкой.

У дросселей механического типа есть специальный регулятор холостого хода (РХХ). Этот элемент, отслеживая частоту вращения коленвала, поддерживает ее на нужном уровне, когда педаль газа отпущена, а клапан закрыт.

Открыв капот, можно увидеть дроссельный узел. Он соединен с впуском и воздушным фильтром.

Дроссельный узел

Фактически устройство выполняет функции перепускного клапана. Он помогает регулировать давление, ограничивает поступление воздуха. Открытая задвижка поддерживает уровень давление в коллекторе, равный атмосферному. После закрытия ДЗ, давление снижается практически до уровня вакуума.

Автомобили с двигателями, работающими на бензине оборудованы дроссельным узлом. В дизельных машинах ДЗ если и ставят, то для обеспечения плавного выключения мотора или на всякий случай (вдруг произойдет сбой в работе силовой установки).

Какие бывают дроссельные заслонки

Автопроизводители устанавливают три разновидности дросселей, которые отличаются видом привода.

Применение механического привода

Начало установки заслонок с этим видом привода связано с появлением инжекторов. Основная роль по управлению ДЗ отводится автовладельцу. Чаще всего такой дроссель встречается на бюджетных или возрастных автомобилях. В конструкции заслонок механического типа приходится иметь дело с несколькими составляющими:

  • стальным тросика;
  • педалью газа (акселератором);
  • тягами, поворотными рычагами;
  • датчиками положения (ДПДЗ);
  • РХХ (регулятором холостого хода);
  • байпасными каналами;
  • системой подогрева.

Прямое соединение ДЗ с педалью газа обеспечивается тросиком, который сделан из стали.

Поначалу работа ДПДЗ строилась на способности потенциометров менять сопротивление. Насколько сильно была открыты заслонка (угол открытия) определялось по изменению сопротивления. Однако их работоспособность зависела от изношенности контактных пар. Их со временем заменили более надежные магниторезистивные агрегаты.

В механических устройствах поступлением воздушного потока в силовой агрегат, работающий в режиме холостого хода, заведуют РХХ. Это отдельные каналы, которые обходят основной. Они нужны, чтобы поток воздуха поступал в движок, когда задвижка закрыта.

Байпасные (воздушные) каналы способны поддерживать обороты силового агрегата, когда на холостом ходу создается дополнительная нагрузка. Например, водитель начинает пользоваться климат-контролем или кондиционером. Если РХХ не справляется, поступление нужного объема воздуха обеспечивается байпасными каналами. Однако малое сечение часто приводит к их засорению или обледенению. Поэтому дроссельную задвижку соединяют с системой охлаждения, чтобы использовать проходящий по ним антифриз для отогревания.

Дроссель механического типа допускает погрешность, когда готовится топливная смесь. По этой причине экономичность и итоговая мощность движка падают. ЭБУ не успевает среагировать, если положение заслонки резко меняется. Поэтому расход бензина возрастает.

Когда водитель «газует», тяги, рычаги и трос приходят в движение, чтобы заслонка повернулась. Воздушный поток устремляется в систему, где формируется топливовоздушная смесь (ТВС). Если автовладелец снимает ногу с акселератора, то приходит активация возвратного механизм и задвижка закрывается.

Особенности дроссельной заслонки электромеханического типа

Кроме тросика задвижкой управляет электродвигатель с редуктором.

Электромеханическая дроссельная заслонка

В этом дроссельном устройстве отсутствуют дополнительные каналы, но появился специальный механизм, который взял на себя частичное управление на некоторых режимах. Запуск двигателя показывает блоку управления, что нужно рассчитать объем воздуха. После расчетов ЭБУ скомандует, на какой угол должна повернуться ДЗ. Получив команду, электромотор поворачивает заслонку. Если движок работает на других режимах, то поворотом задвижки управляет автовладелец. Конструкция стала проще, но от ошибок в приготовлении ТВС избавиться не удалось.

Дроссельная заслонка электронного типа

В электронном дросселе отсутствует механизм механической связи акселератора с задвижкой. Управлением занимается электроника.

В конструкцию заслонки входит нескольких элементов.

Электронная дроссельная заслонка

После того, как водитель нажал на акселератор, информацию о положении педали газа считывает специальный датчик и передает данные электронному блоку. Кроме этого ЭБУ получает информацию от других датчиков:

  • положения ДЗ;
  • автоматической коробки передач;
  • системы торможения, климата;
  • круиз-контроля.

Обработав полученные данные, электродвигатель получает от блока команду с указанием, на какой угол открыть задвижку. При этом двигатель получает необходимый объем воздуха.

У электронной заслонки есть ряд достоинств:

  • соблюдение экологических норм;
  • достижение оптимальных динамических характеристик;
  • повышение безопасности и устойчивости автомобиля.

Среди недостатков электронного устройства отмечают:

  • зависимость корректной работы узла от состояния электромотора, открывающего заслонку. Его неисправность приводит к неполадкам в силовом агрегате;
  • задержки, связанные с программным обеспечением. Ему требуется время, чтобы обработать данные, полученные после нажатия акселератора. Хотя это незаметно в обычных ситуациях, но в экстренных случаях (заносы, скольжение) может стать критически важным обстоятельством. В автомобилях премиального сегмента ПО лишено этого недостатка и позволяет перенастраивать систему впуска. Например, в режиме «спорт» автомобиль может резко стартовать, потому что ЭБУ в это время не действует на двигатель.

Симптомы и причины загрязнения заслонки

Дроссельный узел

Грязный дроссельный узел приводит к снижению производительности, неполному сгоранию топлива, другим неприятным последствиям, даже ремонту.

Типичные признаки загрязнения

Симптомами, свидетельствующими о скоплении грязи в дросселе, являются разные отклонения:

  • Глохнущий двигатель. Грязную заслонку может заклинить в одном положении или она перестанет полностью закрываться. Из-за этого количество воздуха, рассчитанное ЭБУ, не поступит в двигатель и он заглохнет.
  • Нестабильность холостого хода. Плавность холостого хода обеспечивается специальным регулятором РХХ. Забитая грязью заслонка не дает ему нормально работать, а автовладелец сталкивается с подвисающими оборотами на холостом ходу. Авто может заглохнуть, когда водитель резко нажмет на педаль газа, то же самое может произойти сразу после остановки.
  • Неровность работы движка. По причине неисправной или загрязненной задвижки неправильное соотношение горючего и воздуха вызывает пропуски зажигания. Поэтому мотор работает неровно.
  • Рост расхода топлива. Если машина стала расходовать горючего на 15-20% больше, чем обычно, значит, пора чистить грязную заслонку, на которой скопились разные отложения.
  • Неравномерность разгонной динамики. Если в двигатель поступает бедная кислородом топливная смесь, автомобиль движется с рывками при ускорении, наблюдается медленный разгон.
  • Сработала сигнальная лампа. На приборной доске появляется мигающий индикатор, если блок управление обнаружил некорректную работу дроссельного узла.

Типовые причины образования загрязнений

Причин для появления отложений на дросселе несколько:

  • Заправка автомобиля низкосортным горючим, много присадок в бензине.
  • Воздушные потоки, переносящие пыль, грязь, мелкие частицы металла, масляный туман, проходят через фильтр и забивают его.
Фильтрующий элемент

Низкокачественный или забитый фильтрующий элемент не способен полностью очистить воздух, особенно, если нарушена герметичность воздуховода. Грязь накапливаются на элементах устройства, нарушает его работу. Помимо воздушного в регулярной замене нуждается топливный фильтр, хотя и реже.

Опасные стойкие отложения образует смесь масляной пыли с картерными газами. Пройдя через клапанную крышку, они накапливаются на ДЗ и мешают нормальной работе узла.

Загрязнение ДЗ

Правильная чистка дроссельной заслонки

Чтобы избежать негативных последствий в виде ремонта из-за неполадок устройства, опытные мастера автосервиса Мотор Ленд в Воронеже рекомендуют периодически проверять его состояние и, при необходимости, проводить очистку. При самостоятельной чистке нужно учитывать, что для эффективного очищения нужно заранее подготовить все обходимое и соблюдать алгоритм работы.

Периодичность профилактической процедуры

Дроссель прослужит дольше, если его содержать в чистоте. Регламентируемых сроков не существует. Они зависят от разных факторов:

  • марки и модели автомобиля;
  • условий эксплуатации;
  • качества топлива, фильтра и самой заслонки.

С профилактической целью очищение проводится каждые 30 000-50 000 км пробега.

Инструменты для работы

До начала очистки автовладельцу нужно обзавестись:

  • набором отверток;
  • плоскогубцами;
  • мягкой кисточкой или, в крайнем случае, зубной щеткой низкой жесткости;
  • средством для чистки дроссельной заслонки;
  • защитными очками, резиновыми перчатками;
  • безворсовой ветошью типа микрофибры, бумажными салфетками;
  • дополнительным освещением.

Очистители для дроссельного узла

Средства для чистки заслонки

В процессе чистки дросселя часто пользуются так называемыми «карбиклинерами», которыми чистят карбюратор. Средства наносят кисточкой, оставляют на несколько минут и удаляют ветошью или салфетками. Составы хорошо удаляют смолистые отложения с поверхности карбюратора.

Однако на дроссельной заслонке откладываются более тяжелые загрязнения из углерода, сильного нагара, масляной пыли. Поэтому состав очистителя дросселя способен справиться с тяжелым углеродом, сажей, маслом. Средство оставит после себя гладкую чистую поверхность, чтобы в дальнейшем к ней не прилипали тяжелые отложения.

Пошаговая инструкция очистки дроссельной заслонки

Процедура выполняется после остывания двигателя. Нужно учитывать, что есть несколько отличий для заслонок с разными типами привода. До начала работы с механическим узлом отсоединяется минусовая клемма АКБ, чтобы не произошло короткое замыкание. В случае электронной ДЗ этого не делают – электропитание потребуется позже.

Первый этап одинаковый как для чистки без демонтажа, так и для полной чистки со снятием дроссельной заслонки. Снимается гофра, идущая от корпуса воздушного фильтра к дроссельному узлу. Для этого надо ослабить металлические хомуты с двух сторон, аккуратно снимается патрубок шланги.

Металлические хомуты

Этого достаточно, чтобы почистить ДЗ без демонтажа. Работать нужно в защитных очках и резиновых перчатках, так как очиститель очень агрессивные.

Алгоритм чистка без снятия устройства:

  • Нужно распылить чистящее средство внутри корпуса заслонки.
Распыление чистящего средства
  • Для удаления стойких отложений нужно воспользоваться кисточкой или щеточкой. Процедура повторяется несколько раз.
  • В местах, где дроссель соприкасается с корпусом, задвижку можно повернуть за тросик (если ДЗ механическая). Для очистки электронной потребуется участие напарника. Ему нужно включить зажигание (2 положение) и нажать на педаль. Это заставит заслонку повернуться и стать горизонтально.
  • Обработанные места каждый раз протирают мягкой безворсовой тканью, салфетками из бумаги.
Протирка заслонки
  • РХХ после отсоединения тщательно очищают и хорошо высушивают.
  • Собирают и монтируют ДЗ в обратной последовательности.

Алгоритм полной чистки:

  • После снятия гофры отсоединяются датчики, тросик (механические, электромеханические ДЗ), разъемы (электронные дросселя).
  • Снимается дроссельный узел.
  • Обрабатываются все детали и каналы очистителем. Если нужно, процедуру повторяют неоднократно, каждый раз протирая бумажным полотенцем.
Очищенный дроссель

Достигнув нужного результата, почищенный дроссель собирают и устанавливают на место.

Адаптация (обучение) после чистки

Если после очистки не провести адаптацию дроссельной заслонки, то в большинстве случаев можно столкнуться с проблемами. Самый простой способ – на время снять отрицательные клеммы с аккумулятора. Будут сброшены все настройки, а узел вернется к заводским параметрам. Затем восстанавливают электропитание, запускают двигатель и проверяют стабилизацию холостых оборотов.

Второй способ используется для электронного дроссельного узла:

  • прогреть двигатель до рабочей температуры;
  • заглушить мотор и подождать 10 секунд;
  • включить зажигание и нажать на педаль газа раз 5;
  • подождать пару секунд, выжать акселератор и держать его пока не отключится сигнальная лампочка;
  • отпустить газ;
  • завести двигатель.

Антирейтинг ошибок

Самостоятельная чистка позволяет сэкономить время и деньги, если автовладелец не сделает типичные ошибки:

  • чистить ДЗ в любой непонятной ситуации;
  • слишком сильно тереть, особенно жесткими щетками. Можно удалить слой молибдена со стенок диффузора, а это не нагар и не отложения. Кроме того пострадать может и сам дроссель, и датчики;
  • оставлять на месте резиновые уплотнители, которые под действием химических средств разрушаются;
  • увлекаться чистками без демонтажа. Такой способ малоэффективен, если дроссельную заслонку давно (или никогда) не чистили, обильные отложения стали стойкими. Не получиться очистить все поверхности, особенно внутренние;
  • пропускать адаптацию после чистки.

Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota