Содержание:
Основной узел автомобиля, который отвечает за безопасность – тормозная система. Любая неисправность в тормозах приводит к аварийной ситуации, касающейся всех участников движения транспорта. Регулярная проверка колодок, дисков, наличия тормозной жидкости, герметичности магистрали предотвратит неисправности. Одно из основных условий правильной работы узла – прокачка тормозов.
Конструкция гидропривода – тормозной системы – это главный тормозной цилиндр (ГТЦ), передающий при помощи жидкости усилие на рабочие цилиндры. Если в нее попал воздух, то часть прикладываемого усилия уйдет на его сжатие и разбиение на мелкие пузырьки. За счет этого ход педали увеличивается, что приводит к нехватке хода для создания нужного давления. В результате торможение становится малоэффективным.
Снижению эффективности тормозов способствует скопление влаги, поэтому необходимо вовремя заменять тормозную жидкость. Производитель рекомендует днлать это каждые 30 тыс. км. Достаточно 3% влаги, чтобы снизилась температура кипения тормозной жидкости. Это приводит к образованию пузырьков газа, сжимающихся аналогично воздуху, и соответственно, к увеличению хода педали. Попадание влаги в вызывает коррозию в магистрали и цилиндрах.
ГТЦ соединен с тормозными колесными механизмами системами замкнутых трубопроводов, которые называются контурами. В автомобилях возможно дублирование контуров. Чаще всего в машинах установлена двухконтурная тормозная схема, работающая диагонально.
Педаль тормоза, расположенная на одной оси с педалью сцепления, оборудована возвратным механизмом, выключателем сигналов торможения. Вакуумный усилитель необходим, чтобы снизить усилие на нее за счет разрядки впускного трубопровода. Шланги обоих контуров соединены с ГТЦ, который скреплен с вакуумным усилителем. Бачок с тормозной жидкостью расположен в отсеке двигателя. От него по шлангам жидкость поступает в цилиндр. Крышка бачка оборудована датчиком, показывающим уровень жидкости. Механизм тормоза на передней оси – дисковый. В его конструкцию входят колодки, диски, цилиндры, суппорты. Конструкция тормозной системы классических автомобилей ВАЗ состоит из следующих деталей:
Все системы автомобиля нуждаются в регулярном обслуживании. Состояние дисков, колодок тормоза нужно систематически контролировать. Однако при долгой работе в тормозной жидкости появляется воздух, который необходимо удалить. Для этого требуется прокачивать систему.
Основные признаки появления проблем:
Если тормоза работают недостаточно быстро и эффективно, из цилиндров вытекло некоторое количество жидкости. Чтобы избавиться от этой неприятности, придется сделать замену негодных деталей.
Появление воздушных пузырьков в системе также приводят к проблемам с торможением. Если нарушена целостность шлангов, то необходимо установить новые. В системе есть уплотнители из резины, от которых зависит правильная работа машины. При их износе необходима замена.
Нередко автомобиль начинает несвоевременно и неправильно тормозить. Такая неисправность указывает на то, что система тормозит, а мотор еще работает. Причиной является вакуумный усилитель, у которого изношена крышка или уплотнитель. Потребуется замена детали. Если в механизме нет смазки или ее совсем мало, то нужно сделать добавку.
Неполное торможение колес из-за отсутствия хода педали. Такая неисправность вызвана тем, что у стоп-сигнала некорректна позиция. Чтобы устранить неполадку, нужна регулировка выключателя. Болт вакуумного усилителя должен выступать не более чем на 1,25 мм. Деталь придется заменить при заедании клапанов из-за разбухших уплотнителей или диафрагм.
Прокачать этот узел несложно, но потребуется помощник, так как в салоне должен кто-то сидеть и нажимать педаль. Работа без напарника также возможна, но это неудобно. Для прокачки системы потребуется:
Лучше всего заливать тормозную жидкость, указанную в инструкции к автомобилю.
Во всех автомобилях система тормозов состоит из переднего и заднего контура, каждый из которых прокачивают отдельно. Первым прокачивают задний контур, а начинают с самого дальнего рабочего цилиндра.
Предварительно снимают ручной тормоз, после чего проверяют регулятор давления (колдун). Его поршень должен закручивать торсион, соединенный с задней мостовой балкой. Если нет движения поршня, потребуется заменить сломанный регулятор. Исправный регулятор потребуется отключить, освободив мостовую тягу. Для этого нужно открутить крепеж. Для выравнивания давления в контурах тягу подпирают удлинителем с головкой или в заднюю часть машины кладут груз.
Если регулятор (колдун) на отключен, а задние колеса вывешены на подъемнике или домкрате, задний контур не прокачивают.
Прозрачный шланг омывателя нужно надеть на штуцер цилиндра одним концом, а второй – опустить в емкость, куда налито немного жидкости для тормоза. После этого напарник должен нажать несколько раз на педаль, чтобы воздух в жидкости превратился в пузырьки. При нажатии жидкость с пузырьками пройдет по трубопроводам к цилиндрам колес. Далее необходимо удержание педали в утопленном положении.
После откручивания штуцера через прозрачную трубку пойдет жидкость с пузырьками. Эту операцию нужно повторить несколько раз, пока в емкость не потечет жидкость без воздуха. Педаль можно отпустить после полного закручивания штуцера. Прежде чем начать прокачивать другой цилиндр, нужно посмотреть количество жидкости в бачке. Если ее недостаточно, нужно сделать долив.
После окончания работ с задним контуром необходимо перейти к переднему. После прокачки каждого цилиндра проверяют уровень жидкости в бачке и доливают. Работу с передним контуром на классических моделях ВАЗ начинают справа. Колеса снимают, а под них ставят стойки. Процедура прокачки такая же, как и на заднем контуре. После окончания работы проверяют трубопроводы, цилиндры, штуцеры на утечку, после чего устанавливают колеса на место. В конце необходимо установить и закрепить тягу регулятора давления.
Если рядом нет помощника, то выполнить все операции можно самостоятельно несколькими способами. Такая работа практически также эффективна, как и прокачка вместе с напарником.
При прокачке тормозной системы автомобилей ВАЗ нельзя добавлять один вид тормозной жидкости к другой. Чтобы в систему не попал воздух, нужно следить за уровнем тормозной жидкости в бачке. Она не должна опуститься до минимума. В бачке нельзя допускать сильного давления. Этот показатель не должен превышать 0,8 атм. Эти правила необходимо соблюдать, чтобы при прокачке не возникли неприятности.
На автомобилях, оборудованных АБС, также необходимо менять тормозную жидкость и удалять воздух. Однако в отличие от машин, где нет этой системы, процесс сильно отличается. Система тормозов с АБС немного сложнее, так как в ней присутствует гидроаккумулятор с клапанами, откуда необходимо удаление воздуха.
На каждую модель машины Lada устанавливают определенный тип АБС. На разных марках автомобилей процедура прокачки имеет свои нюансы. При прокачке тормозной системы с АБС есть некоторые отличия:
Уровень жидкости для тормозов не должен достигать критического минимума, так как в противном случае приводной насос станет закачивать воздух, что приведет к поломке. При работе насоса свыше 10 минут необходимо отключить зажигание и дать ему остыть 10–15 минут.
Последовательность прокачки на автомобилях Лада нужно смотреть в руководстве. Если там не указано определенных рекомендаций, то работу проводят в форме буквы «Z», начиная с правого заднего колеса.
Для прокачки нужен напарник, чтобы работать с тормозной педалью. Понадобится набор накидных ключей, шланг из резины, запас тормозной жидкости и емкость, куда будет сливаться отработанная. От того, как расположены компоненты, есть ли дополнительные модули, зависит порядок прокачки. На подготовительном этапе на всех моделях автомобилей сначала нужно отключить зажигание, затем несколько раз нажать на педаль.
Автомобиль должен быть на эстакаде или яме, чтобы не снимать диски. Чтобы электромагнитные клапаны открылись, потребуется включить зажигание. Первым прокачивают заднее правое колесо. Для этого крышку бачка освобождают от проводов и снимают. Затем заливают в бачок жидкость, удаляют колпачок, накидным ключом ослабляют штуцер. Один конец шланга надевают на наконечник штуцера, а второй опускают в емкость. После нескольких нажатий на педаль, ее вдавливают в пол и удерживают. Ключом открывают штуцер, ждут, пока вся жидкость не вытечет, после чего штуцер закрывают. Это повторяют несколько раз, пока в жидкости не исчезнут пузырьки. После затяжки штуцера снимают шланг и крепят обратно все детали.
На Лада Приора процедура прокачки почти аналогична. Однако при работе с передним контуром необходимо демонтировать диски, чтобы легче добраться до рабочей поверхности.
Когда вся система прокачана, нужно проверить ее работоспособность на предмет протечек и провалов педали.
Ни в коем случае нельзя смешивать разные тормозные жидкости, так как в этом случае происходит повреждение резиновых манжет, засорение трубопроводов сгустками, что приводит к отказу системы.
Иногда владельцы автомашин жалуются, что после прокачки нет никакого эффекта. Причиной может быть разгерметизация системы или элементов. Такая же проблема наблюдается, если главный цилиндр был неправильно заменен. То есть при установке из цилиндра полностью не удалили воздух, а через штуцер это сделать проблематично.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.