Ежедневно с 8.00-20.00

Правила замены воздушного фильтра своими руками

Правила замены воздушного фильтра своими руками

Содержание:

Замена воздушного фильтра

Любой двигатель нуждается в постоянном притоке воздуха. При этом важно, чтобы он был очищен от пыли, мелкого мусора, других примесей. За чистоту воздушного потока отвечает воздушный фильтр. Он относится к категории так называемых расходников, рабочий ресурс которых весьма ограничен. Пыльные разбитые дороги, бездорожье, песчаные заносы приводят к быстрому загрязнению фильтрующего элемента и грязь попадает в двигатель, повреждая его изнутри. Сохранить подольше работоспособность мотора поможет своевременная замена фильтра, которую можно сделать самостоятельно.

Зачем нужен воздушный фильтр двигателя

Привычное слово «горючее» подразумевает топливно-воздушную смесь, которая сгорает в цилиндрах силового агрегата. Оптимальным соотношение бензина и воздуха считается, когда на 1 кг топлива приходится около 15 кг воздуха. Правильно сбалансированная смесь сгорает полностью.

Если в смесеобразовании нарушается пропорция, то полученную смесь называют:

  • обедненной – доля топлива меньше, чем воздуха;
  • обогащенной – доля воздуха меньше, чем горючего.

Даже незначительное отклонение приводит к неприятным последствиям:

  • слишком бедная смесь практически не воспламеняется;
  • использование обогащенной смеси ведет к перерасходу топлива;
  • переобогащение становится препятствием для полноценного сгорания.

Воздушный фильтр выполняет ряд функций:

  • очистку воздушной массы;
  • регулировку температуры топливно-воздушной смеси (бензиновые ДВС);
  • снижение шума в системе выпуска;
  • сдерживает напор всасываемого воздуха.

Но основная задача – задерживать пыль, песок, семена растений, другие примеси, содержащиеся в атмосферном воздухе. Их попадание в двигатель ухудшает его работоспособность и приводит к повреждению внутренних элементов.

Место расположения воздушного фильтра в автомобиле

Местонахождение фильтрующего устройства определяется маркой автомобиля и типом двигателя. Так как устройство относится к группе расходников, доступ к нему достаточно легкий для простоты замены.

Замена воздушного фильтра

Если в автомобиле установлен карбюраторный мотор (ЗИЛ, старые отечественные модели), то его нужно искать внутри воздухозаборника.

Большинство моделей авто с инжекторными движками (BMW, Hyundai, Renault, Kia, Mazda, Lada Priora и другие) оборудованы фильтром, который находится в пластиковом корпусе с отходящим от него гофрированным шлангом.

Даже неопытный автовладелец может точно определить, где установлено устройство, если проследит глазами от воздушного заборника. Место расположения воздухозаборника – фронтальная капотная область, но не в пространстве, занимаемом радиатором охлаждения движка.

Обычно материалом для изготовления кожуха выбирают пластмассу или композит, состоящий из нескольких компонентов. В отдельных моделях автомобилей металлический корпус стоит прямо над мотором. Так в зоне подкапотного пространства появляется больше места. Хотя в этом случае элемент перегревается, что сокращает его рабочий ресурс.

Виды воздушных фильтров

Несмотря на простоту конструкции фильтры классифицируются по нескольким параметрам:

  • форма;
  • способ фильтрации;
  • наличию пропитки;
  • уровень сдерживания;
  • количество ступеней очистки.

По форме

Воздушный фильтра

Воздушные фильтры отличаются формой. Они бывают:

  • Цилиндрическими (их еще называют «бочками»). Фильтрующие устройства данной формы используются в автобусах, сельхозмашинах, КамАЗах, дорожной спецтехнике, другого крупногабаритного транспорта. Они отличаются повышенной пропускной способностью, чтобы обслуживать двигатели с большим расходом горючего и кислорода.
  • Кольцевыми. Устройства в форме кольца предназначены для малолитражек, оборудованных карбюраторным мотором. У них меньше пропускная способность, зато они компактней и легче.
  • Панельными. Этот тип фильтров устанавливают на легковые автомобили. У них прямоугольная форма с контурам из уплотнителей. Сверху очищающую мембрану, которая сделана из гофрированной бумаги, зарывает металлическая или пластиковая решетка. Они стоят больше, чем кольцевые, но превосходят их по пропускной способности и сроку службу.
  • ⦁ Бескаркасными. Для изготовления очищающего слоя используют бумажный гофр и уплотнители, сделанные из резины или поролона. От панельных устройств они отличаются отсутствием решетки.

По наличию пропитки

В этой категории два типа. Одни называются «сухими», другие – «мокрыми. Разделение зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

К «мокрым» относятся устройства, для изготовления которых использованы синтетические волокна, поролон, а мембрана пропитана специально подобранным составом, предназначенным для улучшения фильтрующих свойств. Их устанавливают в основном на внедорожники.

По способу фильтрации

Таких разновидностей три:

  • Инерционные.
  • Инерционно-масляные.
  • Бумажные.

Первая группа считается устаревшим вариантом, его практически не используют в современных автомобилях. Внутри объемного корпуса (его еще называют «кастрюлей») находится так называемая «подушка» или набивка из капроновой лески. Процесс состоит из двух ступеней:

  • первичной. Воздушный поток, попадая в устройство, менял направление движения. При этом более тяжелые частицы продолжали двигаться по инерции и оседали на днище «кастрюли»;
  • вторичной. Ее выполняла «подушка».

Инерционные фильтры можно было использовать многократно. Им требовалась только периодическая промывка с просушкой.

Существенный минус – слабая фильтрующая способность

Во второй группе инерционно-масляных элементов мелкие частицы поглощались моторным маслом, налитым на дно корпуса. Основные недостатки – низкая эффективность очистки, необходимость периодической промывки и смены масла. В настоящее время эту разновидность можно встретить на сельскохозяйственной технике.

Третья группа самая распространенная. Фильтрующим слоем служит микропористая бумага. Специальная пропитка помогает укрепить поверхность бумажного элемента и предотвратить его разрушение. Площадь фильтрации увеличивается за счет формирования из бумаги «гармошки». Если фильтр забивается или повреждается, его нужно заменить, как необслуживаемый расходник.

Особое место занимают фильтры, имеющие нулевое сопротивление. Из еще называют «нулевиками». Фильтровальная мембрана сделана из многослойной марли, для пропитки которой используется специальное масло.

Воздушный фильтр

В отличие от других видов фильтрующих устройств «нулевик» практически не препятствует закачке воздуха в цилиндры. Это используется только в гоночных автомобилях, потому что такой элемент не способен задержать много мелких частиц, пыли, песка и менять его приходится довольно часто.

Материалы воздушных фильтров

Материалы воздыхных фильтров

Производители фильтрационных устройств используют разные материалы:

  • бумагу;
  • хлопок;
  • пену;
  • металл.

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Бумажные

В большинстве современных автомобилей устанавливают воздушные фильтры, сделанные из бумаги. Ее делают из очень уплотненных крупных фракций древесины, для склейки используется специальный клей. Для увеличения площади контакта бумагу складывают «гармошкой», загерметизированной пеной по краям.

Плюсы:

  • недорогой;
  • простое изготовление.

Минусы:

  • ограниченный ресурс. Расходник «проживет» не больше двух лет, а пробег составит 10 000-30 000 км;
  • невозможно использовать повторно.

Хлопковые

Плотную хлопковую марлю зажимает алюминиевая сетка. Воздух проходит свободней, чем через бумажный. Специальная маслянистая пропитка наносится на фильтрующую мембрану.

Плюсы:

  • рост мощности;
  • уменьшается индукционный шум.

Минусы:

  • из-за большого зазора внутрь попадает больше загрязнений;
  • устанавливаются только на гоночные автомобили;
  • нужна частая замена.

Из пены

Технологичность фильтрующих устройств из пены выше, чем у бумажных и хлопковых. Представляет собой ячеистую сетку, которая создана множественными слоями пены с разной плотностью.

Плюсы:

  • хорошо задерживают мелкие частицы;
  • отлично держит форму.

Минусы:

  • низкая эффективность из-за меньшего сопротивления.

Металлические

Конструкцию из многочисленных слоев сетки с мельчайшими отверстиями делают из стали-нержавейки.

Плюсы:

  • прочность;
  • хороший внешний вид;
  • меньшее сопротивление потоку воздуха.

Минусы:

  • стоят дороже;
  • сложный поиск запчастей для замены;
  • меньшая фильтрация.

Как часто нужно менять фильтр в автомобиле

Замены воздушного фильтра

Рекомендуемая периодичность указывается в техпаспорте автомобиля (15 000-20 000 км). Опытные водители рекомендуют менять фильтроэлемент вместе с обновлением масляной жидкости или пропуская одну замену масла.

Замена бывает:

  • плановой, когда срок установлен автопроизводителем;
  • внеплановой, если машина ездила по песку, бездорожью, запыленной местности и т.д.;
  • экстренной из-за механического повреждения фильтрующего устройства крупной частицей, попавшей в фильтр, дефектов, полученных во время ремонта, моментального загрязнения в случае аномальных климатических условий.

Симптомы засорения воздушного фильтра

Засоренный воздушный фильтр

Визуальная оценка цвета не является полноценной диагностикой. Сильного потемнения и образования серого налета достаточно, чтобы поменять расходник. К типичным признакам засорения относятся:

  • хлопающие звуки из выхлопной системы;
  • нестабильность работы двигателя на разных режимах, включая холостой ход;
  • изменение нормального расхода горючего;
  • ухудшение разгонной динамики;
  • проблемный запуск мотора;
  • более частое включение охлаждения.

Последствия несвоевременной замены воздушного фильтра двигателя

Забитый расходник не пропускает воздух. Из-за этого заметно падает мощность силового агрегата. Другие последствия:

  • закоксовывается мотор;
  • страдает лямбда-зонд;
  • выходят из строя свечи (их заливает), катализатор;
  • часть несгоревшего топлива оказывается в моторном масле;
  • растет расход топлива.

Если при всех симптомах загрязнения фильтра продолжать поездки, это приведет к разрушениям в цилиндро-поршневой группе, неисправности двигателя. Из-за низкой компрессии:

  • досрочно изнашиваются клапана;
  • уменьшается крутящий момент;
  • заклинивает регулятор дросселя;
  • ломается датчик массового расхода воздуха;
  • на холоде мотор плохо запускается.

Выбор воздушного фильтра

Виды воздушных фильтров

Для замены понадобится новый расходник. Его лучше выбрать по оригинальному каталогу. Хотя можно использовать лицензионную запчасть. Излишняя экономия может обернуться большими неприятностями.

При выборе нужно знать размеры посадочной и уплотнительной зоны. Допускается установка фильтра слегка меньшего по размеру, потому что свободное пространство можно заполнить уплотнителями.

Замена фильтра своими руками

Замена воздушного фильтра своими руками

Что правильно заменить фильтрующий элемент, сначала собирают нужный инструмент:

  • отвертки прямую и крестообразную;
  • плоскогубцы;
  • гаечные ключи;
  • уплотнители;
  • очиститель;
  • ветошь.

Правила замены фильтра своими руками:

  • Поставить автомобиль на ручник.
  • Выключить зажигание.
  • Подождать пока двигатель остынет.
  • Открыть капот.
  • Найти фильтрующее устройство.
  • Открутить болты, снять крышку, отвести кожух.
  • Достать фильтр.
  • Провести дефектовку.
  • Протереть посадочное место.
  • Удалить пыль.
  • Установить новый расходник, сохраняя правильное положение.
  • Вернуть кожух на место, закрепить крышку, закрутить крепеж.

Проверить правильность установки. Для этого нужно запустить двигатель и убедиться, что холостые обороты существенно не изменились.

Как избежать ошибок при замене фильтра

Замена воздушного фильтра

Автомеханики автосервиса Мотор Ленд в Воронеже рекомендуют:

  • Отказаться от попыток восстановления старого фильтра путем промывки фильтрующих сот. Если вода попадет на поверхность бумажного или хлопкового элемента, это приведет к значительному ухудшению работы двигателя.
  • Не игнорировать следы масла. Рабочая зона должна быть без подтеков. Масляные следы говорят о неполадках в системе смазки мотора. Установленный расходник не прослужит долго. Автомобиль придется отправить в автосервис, чтобы проверить состояние силового агрегата.
  • Не использовать неоргинальные, несертифицированные элементы. Они станут причиной быстрой поломки двигателя независимо от пробега.

Видео


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota