Содержание:
Любой двигатель нуждается в постоянном притоке воздуха. При этом важно, чтобы он был очищен от пыли, мелкого мусора, других примесей. За чистоту воздушного потока отвечает воздушный фильтр. Он относится к категории так называемых расходников, рабочий ресурс которых весьма ограничен. Пыльные разбитые дороги, бездорожье, песчаные заносы приводят к быстрому загрязнению фильтрующего элемента и грязь попадает в двигатель, повреждая его изнутри. Сохранить подольше работоспособность мотора поможет своевременная замена фильтра, которую можно сделать самостоятельно.
Привычное слово «горючее» подразумевает топливно-воздушную смесь, которая сгорает в цилиндрах силового агрегата. Оптимальным соотношение бензина и воздуха считается, когда на 1 кг топлива приходится около 15 кг воздуха. Правильно сбалансированная смесь сгорает полностью.
Если в смесеобразовании нарушается пропорция, то полученную смесь называют:
Даже незначительное отклонение приводит к неприятным последствиям:
Воздушный фильтр выполняет ряд функций:
Но основная задача – задерживать пыль, песок, семена растений, другие примеси, содержащиеся в атмосферном воздухе. Их попадание в двигатель ухудшает его работоспособность и приводит к повреждению внутренних элементов.
Местонахождение фильтрующего устройства определяется маркой автомобиля и типом двигателя. Так как устройство относится к группе расходников, доступ к нему достаточно легкий для простоты замены.
Если в автомобиле установлен карбюраторный мотор (ЗИЛ, старые отечественные модели), то его нужно искать внутри воздухозаборника.
Большинство моделей авто с инжекторными движками (BMW, Hyundai, Renault, Kia, Mazda, Lada Priora и другие) оборудованы фильтром, который находится в пластиковом корпусе с отходящим от него гофрированным шлангом.
Даже неопытный автовладелец может точно определить, где установлено устройство, если проследит глазами от воздушного заборника. Место расположения воздухозаборника – фронтальная капотная область, но не в пространстве, занимаемом радиатором охлаждения движка.
Обычно материалом для изготовления кожуха выбирают пластмассу или композит, состоящий из нескольких компонентов. В отдельных моделях автомобилей металлический корпус стоит прямо над мотором. Так в зоне подкапотного пространства появляется больше места. Хотя в этом случае элемент перегревается, что сокращает его рабочий ресурс.
Несмотря на простоту конструкции фильтры классифицируются по нескольким параметрам:
Воздушные фильтры отличаются формой. Они бывают:
В этой категории два типа. Одни называются «сухими», другие – «мокрыми. Разделение зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.
К «мокрым» относятся устройства, для изготовления которых использованы синтетические волокна, поролон, а мембрана пропитана специально подобранным составом, предназначенным для улучшения фильтрующих свойств. Их устанавливают в основном на внедорожники.
Таких разновидностей три:
Первая группа считается устаревшим вариантом, его практически не используют в современных автомобилях. Внутри объемного корпуса (его еще называют «кастрюлей») находится так называемая «подушка» или набивка из капроновой лески. Процесс состоит из двух ступеней:
Инерционные фильтры можно было использовать многократно. Им требовалась только периодическая промывка с просушкой.
Существенный минус – слабая фильтрующая способность
Во второй группе инерционно-масляных элементов мелкие частицы поглощались моторным маслом, налитым на дно корпуса. Основные недостатки – низкая эффективность очистки, необходимость периодической промывки и смены масла. В настоящее время эту разновидность можно встретить на сельскохозяйственной технике.
Третья группа самая распространенная. Фильтрующим слоем служит микропористая бумага. Специальная пропитка помогает укрепить поверхность бумажного элемента и предотвратить его разрушение. Площадь фильтрации увеличивается за счет формирования из бумаги «гармошки». Если фильтр забивается или повреждается, его нужно заменить, как необслуживаемый расходник.
Особое место занимают фильтры, имеющие нулевое сопротивление. Из еще называют «нулевиками». Фильтровальная мембрана сделана из многослойной марли, для пропитки которой используется специальное масло.
В отличие от других видов фильтрующих устройств «нулевик» практически не препятствует закачке воздуха в цилиндры. Это используется только в гоночных автомобилях, потому что такой элемент не способен задержать много мелких частиц, пыли, песка и менять его приходится довольно часто.
Производители фильтрационных устройств используют разные материалы:
Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
В большинстве современных автомобилей устанавливают воздушные фильтры, сделанные из бумаги. Ее делают из очень уплотненных крупных фракций древесины, для склейки используется специальный клей. Для увеличения площади контакта бумагу складывают «гармошкой», загерметизированной пеной по краям.
Плюсы:
Минусы:
Плотную хлопковую марлю зажимает алюминиевая сетка. Воздух проходит свободней, чем через бумажный. Специальная маслянистая пропитка наносится на фильтрующую мембрану.
Плюсы:
Минусы:
Технологичность фильтрующих устройств из пены выше, чем у бумажных и хлопковых. Представляет собой ячеистую сетку, которая создана множественными слоями пены с разной плотностью.
Плюсы:
Минусы:
Конструкцию из многочисленных слоев сетки с мельчайшими отверстиями делают из стали-нержавейки.
Плюсы:
Минусы:
Рекомендуемая периодичность указывается в техпаспорте автомобиля (15 000-20 000 км). Опытные водители рекомендуют менять фильтроэлемент вместе с обновлением масляной жидкости или пропуская одну замену масла.
Замена бывает:
Визуальная оценка цвета не является полноценной диагностикой. Сильного потемнения и образования серого налета достаточно, чтобы поменять расходник. К типичным признакам засорения относятся:
Забитый расходник не пропускает воздух. Из-за этого заметно падает мощность силового агрегата. Другие последствия:
Если при всех симптомах загрязнения фильтра продолжать поездки, это приведет к разрушениям в цилиндро-поршневой группе, неисправности двигателя. Из-за низкой компрессии:
Для замены понадобится новый расходник. Его лучше выбрать по оригинальному каталогу. Хотя можно использовать лицензионную запчасть. Излишняя экономия может обернуться большими неприятностями.
При выборе нужно знать размеры посадочной и уплотнительной зоны. Допускается установка фильтра слегка меньшего по размеру, потому что свободное пространство можно заполнить уплотнителями.
Что правильно заменить фильтрующий элемент, сначала собирают нужный инструмент:
Правила замены фильтра своими руками:
Проверить правильность установки. Для этого нужно запустить двигатель и убедиться, что холостые обороты существенно не изменились.
Автомеханики автосервиса Мотор Ленд в Воронеже рекомендуют:
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.