Ежедневно с 8.00-20.00

Способы проверки работоспособности стартера от аккумулятора

Способы проверки работоспособности стартера от аккумулятора
1.jpg

Неотъемлемая часть любой машины, которая обеспечивает запуск двигателя, называется стартером. Его название недвусмысленно намекает на то, что это устройство помогает автомобилю стартовать, заставляя мотор набирать нужные обороты и выводя движок на самостоятельную работу. Если агрегат выходит из строя, то завести современное авто не всегда возможно или очень затруднительно. Не подходит запуск с толкача или буксировка автотранспорту с коробкой-автоматом, потому что эти способы не смогут создать нужное для работы АКПП давление масла. Поэтому автовладельцу нужно проверять работоспособность стартера регулярно.

Содержание:

Немного теории о стартере

По сути пускач (он же стратёр, стартер, элемент системы пуска) – это 4-полюсной электродвигатель, питание которого обеспечивается аккумулятором. Когда ключ поворачивается в замке зажигания, замыкается цепь, и от АКБ ток поступает в электромотор. При этом пусковой ток достигает значительных величин.

Большая нагрузка ложится на стартерное устройство зимой, а также когда приходится запускать неисправный двигатель с низкой компрессией, неполадками в системе подачи топлива, сбитым зажиганием и другими проблемами.

Опытные мотористы рекомендуют:

  • не удерживать стартер включенным более 10 секунд. Повторно можно включать после остывания агрегата, подождав от 20 секунд до 1 минуты;

  • устройство должно отключаться сразу, как только мотор начал работать, чтобы уменьшить износ муфты и избежать поломки привода;

  • не пользоваться стартером, когда двигатель работает;

  • своевременно проверять и правильно обслуживать систему пуска.

2.jpg

Как устроен стартер

Конструкция агрегата состоит из нескольких элементов:

  • корпуса, который представляет собой стальной цилиндр с обмоткой и сердечником внутри;

  • якоря с закрепленными на оси коллекторными пластинами и обмотки;

  • втягивающего реле. Оно должно подавать питание и выталкивать бендикс;

  • щеток со щеткодержателями, обеспечивающими подачу напряжения якорю через коллекторный узел, чтобы электромотор с большей мощностью раскручивал двигатель;

  • обгонной муфты (бендикса), приводной шестерни для передачи крутящего момента на маховик.

Виды стартеров

Конструктивно пускачи бывают редукторными или безредукторными, в зависимости от наличия или отсутствия редуктора.

Задача редукторного механизма – превратить скорость вращения в тягу. Для этого не нужен слишком мощный электромотор, потому что редукторный узел обеспечивает изменение передаточного соотношения.

Плюсы:

  • способен работать при низком заряде АКБ. Кроме того может завести двигатель даже в сильный мороз;

  • благодаря постоянным магнитам меньше проблем с обмоткой;

  • компактный, но при этом высокоэффективный;

  • потребляет мало тока;

  • невысокая стоимость.

Минусы:

  • недостаточно прочная шестерня не подлежит ремонту. Если деталь вышла из строя, ее приходится менять полностью;

  • слабая конструкция, часть деталей которой делают из пластика, не способна выдерживать значительные нагрузки.

У безредукторных стартеров конструкция проще, поэтому считаются более надежными.

Плюсы:

  • максимально быстрый запуск двигателя благодаря одновременному зацеплению шестерни с маховиком;

  • ремонтопригодность и доступность запчастей для ремонта;

  • высокая прочность;

  • долгий срок службы.

Минусы:

  • значительный вес;

  • высокая энергозатратность;

  • невозможно завести движок при низком заряде аккумулятора;

  • нестабильная работа в сильный мороз;

  • дорогостоящие запчасти.

Типичные неполадки

3.jpg

Автопроизводители заложили большой запас прочности в конструкцию стартера, рассчитав, что он выдержит запуски двигателя в течение 5 лет. Многое зависит от самого автовладельца. Если он регулярно проверяет агрегат, быстро меняет неисправные детали, пускач прослужит весь заявленный срок. Хотя вечный стартер еще не изобрели.

К наиболее распространенным неполадкам можно отнести повреждения в разных элементах:

  • щеточном коллекторе;

  • передних, задних втулках;

  • якорном валу;

  • обмотке статора;

  • бендиксе с обгонной муфтой;

  • втягивающем реле;

  • проводке.

Какие признаки указывают на неисправности

О появлении неполадок сообщают определенные симптомы:

  • когда аккумулятор заряжен, а водитель повернул ключ, громко щелкнуло втягивающее реле, но электромотор не начал работать;

  • коленвал медленно прокручивается, движок не заводится;

  • аккумулятор быстро разряжается;

  • движок заработал, а стартёр не выключился;

  • в течение запуска раздаются странные звуки (скрип, стук, специфический треск);

  • чтобы завести мотор, недостаточно одного поворота ключа;

  • агрегат перегревается.

По каким причинам стартер выходит из строя

Нередко причиной отказа пускача становится слишком низкий заряд аккумуляторной батареи.

4.jpg

Разрядившийся аккумулятор приведет к разным проблемам:

  • медленному проворачиванию коленвала;

  • поворот ключа не действует на пускач, его вращение замедлено;

  • не слышаться щелчки от втягивающего реле.

Другие причины неполадок:

  • высокий пусковой ток привел к износу контактов;

  • изношенность втулок;

  • износились коллекторные пластины, щетки;

  • поплавилась обмотка;

  • обгоревшие контактные пластины;

  • повреждены шестерни вала якоря;

  • пружина реле потеряла упругость;

  • агрессивная среда вызвала сильную коррозию клемм;

  • вилка привода обгонной муфты начала подклинивать;

  • выработка ресурса.

Способы проверки стартера на работоспособность

Исправный стартер не привлекает к себе внимания, но стоит ему выйти из строя, о его важности вспоминает даже самый забывчивый водитель. Запуск двигателя без пускача практически невозможно. Кроме того он не выходит из строя мгновенно. Сначала появляются первые симптомы. Если автовладелец не реагирует, проблемы начинают накапливаться и однажды заглохший движок не удается запустить.

Избежать подобной проблемы можно. Достаточно обращать внимание на настораживающие признаки и регулярно проверять состояние стартера. Тем более, что способы проверки агрегата и его компонентов доступны практически любому водителю.

Прежде чем приступить к диагностике стартерного устройства нужно убедиться, что аккумуляторная батарея заряжена и способна крутить пускач. Проще всего это сделать с помощью вольметра. Он поможет измерить напряжение АКБ. Но на трассе такого измерительного прибора может не оказаться под рукой. Придется определять на глаз. Если у АКБ заряд в норме, то фары дальнего света, подсветка приборной доски будут светиться ярко. Притухающие, гаснущие лампы табло, когда заводится двигатель, свидетельствуют о том, что у аккумулятора недостаточный заряд аккумулятора. Кроме того стоит проверить состояние контактов, надежность соединения.

Инструменты для проверки

5.jpg

Чтобы проверить работоспособность, придется пользоваться:

  • тестером (мультиметром);

  • 12-вольтовой контрольной лампочкой;

  • силовыми проводами;

  • отвертками;

  • гаечными ключами.

Чтобы не получить удар током, нужно строго соблюдать правила электробезопасности.

Тестирование стартерного устройства аккумулятором

6.jpg

Это весьма быстрая диагностика, которая покажет насколько работоспособен и как эффективно действует пускач. Установить, что стартер крутит, нужно использовать следующий алгоритм:

  • надежная фиксация устройства;

  • присоединить на корпус «минус», на реле (верхняя клемма) – «плюс».

При неисправном агрегате, не произойдет выхода бендикса, а электромотор не прокрутит шестерню.

Так происходит, если:

  • подгорают контакты на втягивающем реле;

  • заклинило якорь;

  • сгорела обмотка.

Три способа проверки щеток

  1. Для тестирования состояния щеток можно использовать лампочку-контрольку на 12 вольт, соединив ее концы с корпусом и щеткодержателями. Если лампочка не загорается, значит, щетки в нормальном состоянии.

  2. Мультиметр пригодится для проверки щеток, когда стартёр демонтировали и разобрали.

7.jpg

Один щуп омметра (мультиметра) подключают на основную пластину, а второй – на щеткодержатель. Если тестер показывает, что сопротивление меньше бесконечности, значит, щетки пора менять.

  1. Разобранный щеточный узел нужно осмотреть, чтобы определить, в каком состоянии якорь, втулки, обмотка, коллектор. Поврежденный коллектор фактически разрушает детали, а разбитые втулки ускоряют их неравномерный износ.

Тестирование бендикса

Проверить исправность бендикса можно механически (руками). Механизм надежно фиксируют (можно использовать тиски) и пробуют проворачивать в разные стороны.

8.jpg

У исправного узла одно направление вращения. Проворачивание в противоположные стороны показывает, что сломалась обгонная муфта. Если у шестеренки слизаны зубья, то бендекс не сможет обеспечить зацепление. Если он вышел из строя, значит, внутри скопилась грязь, засохшие остатки смазки.

Методы проверки обмотки

Существуют два метода тестирования обмотки:

  1. Обычной лампой (напряжение 220 вольт, мощностью не более 100 ватт). Один провод присоединяют к выводам обмотки, второй – к корпусу стартера. Если в обмотке нет пробоя, лампочка не загорится.

  2. Мультимером (режим омметра). Щупы подключаются аналогичным образом. По показаниям сопротивления можно оценить обмотки, насколько она работоспособна. Нормальное сопротивление не превысит 10 килоом (кОм).

Кроме инструментального тестирования, о замыкании обмотки свидетельствуют характерные признаки, обнаружить которые помогает дефектовка. Наличие металлических примесей и мелких частиц в ламелях коллектора становятся токопроводящими элементами.

9.jpg

Как протестировать якорь

Алгоритм проверки:

  • напряжение с аккумулятора (12 V) должно поступить на стартер, минуя реле;

  • при исправном якоре пускач будет крутить.

Чтобы выявить проблемные места, нужно:

  • использовать мультиметр. Он покажет наличие/отсутствие пробоя обмотки;

  • тщательный осмотр, чтобы обнаружить распаянные коллекторные выводы;

  • с помощью ППЯ установить, есть ли межвитковой замыкание обмотки. ППЯ – аббревиатура прибора проверки якорей.

Как продиагностировать втягивающее реле

Проверка механизма поможет установить причины плохой работы стартёра. Электромагнитное устройство предназначено для того, чтобы:

  • втянуть приводную шестерню пускача в зацепление с маховиком движка;

  • удержать это зацепление;

  • вывести шестеренку из зацепления, сразу после начала работы двигателя;

  • передать пусковой ток от батареи к стартеру;

  • отключить питание стартерного устройства.

Неполадки проявляется клацающими звуками, тяжелой работой стратёра или его полным отключением.

Место установки можно найти с помощью руководства к конкретному автомобилю.

10.jpg

Сначала проверяют контакты. Для этого не нужно снимать устройство с автомобиля. Начинают с откручивания трех гаек на тыльной стороне. Затем снимают управляющий, другие провода и осматривают их. Грязь, окислы, ржавчину, прочие загрязнения нужно удалить. Иногда этого достаточно, чтобы стартер заработал.

Если зимой в реле попадает влага, то после длительной стоянки оно может замерзнуть. Чтобы привести его в рабочее состояние, минут 5-10 его согревают горячим воздухом, используя строительный или бытовой фен. Рекомендуется следить за состоянием уплотнителей, стараться не ездить по глубоким лужам.

Комплексное тестирование втягивающего реле проводится в несколько этапов:

  1. Отключение системы запуска, чтобы во время тестирования не произошло случайное включение двигателя. При отсоединении толстого провода от распределителя, для заземления используют болт, неокрашенную металлическую скобу.

  2. Приглашают напарника, который попробует завести машину. По силе звука, который издает реле, можно оценить состояние узла. У нормально работающего реле щелчок сильный. Появление стука или слабого щелчка свидетельствуют о том, что неполадки могут быть в проводах или самом реле.

  3. Проводится осмотр проводов. Когда они грязные, отсоединенные или оборванные, то электрический ток не сможет достигнуть мотора. Хорошее состояние проводов и прочные соединения говорят, что проблемы связаны со стартером, соленоидом.

  4. Из-за низкой ремонтопригодности втягивающего реле, его лучше заменить, чем пытаться отремонтировать.

Наглядный видео материал


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota