Каждый автомобиль по регламенту нуждается в обязательной замене масла не только в двигателе, но и в АКПП. В этом агрегате оно работает в особо тяжелых условиях, из-за чего через определенный срок службы теряет свои первоначальные свойства. Эксплуатировать такой узел становится небезопасно, потому что повышается риск внезапной поломки при малейшем увеличении мощности.
Когда выполняется замена масла в АКПП?
Автоматическая коробка переключения передач нуждается в более тщательном уходе по сравнению с механикой. Это связано с большим количеством деталей и использованием в конструкции дорогостоящих узлов. Именно по этой причине не рекомендуется буксировать с автоматом, участвовать в гоночных заездах и на экстремальных скоростях ездить по бездорожью. Все это быстро убьем агрегат, и затребует от владельца значительных денежных затрат.
Замена жидкости ATF, именно так называют масло в АКПП, производят каждые 60-80 тыс. км пробега. Лучше произвести раньше, чем позже по ряду причин:
Со временем эксплуатации масло засоряется, из-за чего растет температура и снижается эффективность работы агрегата.
В масло выпадает металлическая стружка, возникающая при трении деталей во время переключения ступеней.
Изменяется химический состав и из-за перегрева снижается смазывающая способность жидкости.
Невзирая на все перечисленные проблемы, все производители автомобилей хором утверждают, что менять масло и вообще вскрывать этот узел не нужно на протяжении 150 тыс. км. По истечении этого срока его следует заменить. Это возможно для тех, кто имеет достаточное количество денег, потому что новая автоматическая трансмиссия стоит очень дорого. Славянский человек более практичен в этом деле, поэтому выполняет техническое обслуживание и производит периодическую замену ATF.
Если автомобиль не проездил указанный ранее пробег в 60-80 тыс. км, но с трансмиссией стало происходить что-то неладное, то лучше произвести замену масла преждевременно. Не стоит забывать про фильтр, который в процессе работы загрязняется и из-за него снижается интенсивность охлаждения функционального узла.
Замена или доливка в жидкости ATF в автоматических коробках передач поможет устранить следующие проблемы:
Нестабильность переключения скоростей, КПП плохо срабатывает и не выбирает нужную ступень привычно быстро.
При движении автомобиля слышны посторонние звуки, гудение или шелест.
Во время работы ощущается вибрация в селекторе переключения передач.
При переключении на высокую скорость агрегат издает воющие звуки.
Способы замены масла в АКПП
В автосервисах применяют два метода проведения замены масла в АКПП в зависимости от объемов сливаемой жидкости:
Полная замена – сопровождается сливом всего содержимого для более тщательной промывки агрегата. Такой способ применяют в случаях проведения капитального ремонта коробки.
Частичная – такой метод применяют в том случае, если в работе трансмиссии нет никаких патологий. Агрегат переключает скорости правильно и плавно из набирает без рывков.
Полная замена жидкости ATF
Необходимость в проведении полной замены трансмиссионного масла возникает в ряде случаев:
Проведение капитального ремонта агрегата с заменой многих его деталей.
Сильное загрязнения масло перегоревшими продуктами, но устройство работает нормально.
Проведение ТО по регламенту.
Во всех автоматических коробках передач масло циркулирует по замкнутому контуру. Оно используется в качестве рабочей жидкости, передающей усилие и приводящей во вращение трансформатор. Также охлаждает элементы устройства, потому что во время работы они сильно нагреваются. В конструкции для удаления загрязнения в виде мелкой стружки и нагар установлен фильтр. Он улавливает посторонние частицы, обеспечивая дальнейшую нормальную работу АКПП.
Замена трансмиссионной жидкости своими руками при таком методе вполне реальна. Для работы потребуются специальные инструменты и приспособления:
Если нет сливной пробки, что наблюдается в более ранних КПП, необходимо запастись новой прокладкой поддона. Также купите герметик для более качественной герметизации места ее прилегания между двумя деталями.
Приобретите новый фильтр для очистки масла. Если замена выполняется впервые и на малом пробеге, то можно прибегнуть к его промывке.
Для заливки масла потребуется воронка подходящих размеров.
Для работы потребуется небольшой кусок шланга, через который будет сливаться жидкость в емкость.
В среднеразмерные автомобили требуется от 8 до 10 л масла ATF, в некоторых моделях до 13 л.
Набор ключей, в числе которых должны быть на 17 и на 10.
Технология выполнения замены масла своими руками
В среднем цена замены масла в автосервисах города составляет 2 тыс. руб. и это без материалов. Так как процесс несложный, то эти деньги можно сэкономить. Для него потребуется немного вашего времени и несколько усилий. Также работу лучше выполнять на подъемнике или на яме. Процесс обслуживания автоматической коробки переключения передач выполняется в следующем порядке:
Сначала нужно слить масло с АКПП. Чтобы увеличить текучесть жидкости, прогрейте агрегат. Достаточно проехать несколько км.
Когда коробка теплая, масло быстрее стечет из нее. Для этого открутите сливную пробку и быстро установите шланг, второй его конец направьте в приемную емкость. Если есть пробка в поддоне, то сливайте ATF через нее непосредственно в емкость.
После полного опорожнения коробки приступают к откручиванию винтов. Их может быть разное количество от 10 до 16 и более в зависимости от конструкции. Открыть его просто руками не получится, потому что он приклеился к корпусу и плотно удерживается на нем. Для снятия воспользуйтесь дощечкой и молотком. Бить следует по краям в торец.
Сразу за поддоном находится фильтр АКПП. Он прикручен к корпусу 4-мя винтами. За ним находится масло, поэтому не забудьте подставить дополнительную емкость. Это количество также нужно измерить при заливке новой жидкости. В нем скапливается грязь от фрикционов, мелкая стружка и металлическая пыль. Также присутствуют отложения, образующиеся в процессе нагрева жидкости ATF от больших температур.
После достаточно большого срока эксплуатации фильтр засоряется стружкой и мелкой металлической пылью. Его следует заменить на новый элемент. Если загрязнений не много, то его можно промыть. Крышку также вычистите от старой смазки.
Важно. Особое внимание уделите магнитам, прикрепленным к крышке поддона. Она выполняют роль улавливателей стружки. Вероятно, магниты будут покрыты металлическим мхом. Он свидетельствует о наличии выработки и необходимости капитального ремонта агрегата.
Установка новых деталей выполняется в обратном порядке. Обязательно снимите старую прокладку и установите новую так, чтобы не было складок и неровностей на поверхности металла. Даже незаметное отверстие может стать причиной неприятной течи смазки.
Перед заливкой новой смазки, измерьте общий объем масла во всех емкостях и добавьте еще 1,5 л, потому что ровно столько его осталось внутри. Такое же количество и нужно заправить в агрегат, но также не забудьте сверить по паспорту. Возможно, когда-то была течь и прошлый владелец не долил его до нужного уровня. Обязательно проверьте эту информацию, иначе вероятны проблемы с его дальнейшей работой. Залейте чистое масло в коробку.
В современных машинах масло АКПП охлаждается во внешнем радиаторе. Поэтому есть две маслоотводящие трубки. Снимите один из них и на него наденьте шланг, второй конец направьте в емкость с объемом не менее 1,5 л.
Заведите мотор и дайте немного поработать. В первые секунды со шланга польется грязная черная жидкость. Это именно те остатки, которые остались недоступны в глубинах агрегатах. Через некоторое время заглушите и долейте слитое количество масла. Запустите двигатель повторно. Повторите процедуру до тех пор, пока не польется чистая прозрачная жидкость.
Заглушите мотор и установите все патрубки на место. Измерьте уровень масла (используя щуп), если он будет недостаточным, долейте нужное количество.
При частичной замене масло сливают только из поддона и фильтр не трогают. В таком случае нужно проанализировать состояние смазки. Если в ней нет посторонних частиц и стружки, цвет еще прозрачный, то нет смысла снимать фильтр. Установите поддон с новой прокладкой на место и долейте недостающее количество масла.
Плюсы самостоятельного ремонта
Самостоятельная замена трансмиссионной жидкости может быть как простой, так и легкой. Все зависит от марки и модификации автомобиля. Есть модели, в которых нет пробки в поддоне и нужно извлекать масло иным образом. В такой ситуации сложно без специальных приспособлений. Также большие проблемы вызывает отсутствие ямы или подъемника. В таком случае нет смысла делать эту работу самостоятельно.
Лучше обратиться в автосервис к специалистам. Мастера проведут качественное обслуживание и проконсультируют по любым вопросам. Невзирая на это, плюсы самостоятельного обслуживания автомобиля очевидны:
Прежде всего, это приличная экономия денег, которые можно потратить на другие аксессуары. Стоимость только одной работы составляет от 2000 руб. Также нужно купить новую прокладку поддона, 8-10 л масла и фильтр.
Самостоятельная замена масла позволяет своими глазами увидеть состояние всех видимых компонентов агрегата и произвести их замену в случае необходимости.
В первый раз придется наступать на грабли, но это только в первый раз. При следующем ТО вы уже будете профессионалом.
Лучше разобраться с заменой масла в АКПП поможет видео инструкция от мастера.