Гидроусилитель руля давно стал привычным элементом автомобиля. Когда он работает в штатном режиме, водитель даже не вспоминает об этом механизме. Но стоит проявиться странностям в поведении рулевого управления, как это становится заметно даже новичкам.
Задача насоса ГУР – прокачка гидравлической жидкости по системе гидроусилителя и поддержание необходимого уровня давления. Водителю не приходится прикладывать значительные усилия, чтобы управлять автомобилем. Кроме того гидроусилитель смягчит удары на неровностях дороги, поможет прямо удерживать руль, если колесо лопнуло во время движения. Если насос из-за больших нагрузок выходит из строя, ему нужна замена.
Насосный механизм – один из элементов ГУР.
Он входит в состав гидроусилителя автомобиля вместе с другими компонентами системы:
бачком, который служит для заправки гидравлический жидкости;
управляющим золотником;
регулятором давления;
силовым цилиндром;
соединениями, шлангами.
Автопроизводители стремятся снизить износ и сделать гидронасос автомобиля максимально надежным, обладающим достаточным уровнем КПД.
Конструкция насоса ГУР состоит из нескольких деталей:
корпуса, на котором установлены две крышки – верхняя и нижняя;
шкива или электромотора. Первый используется в случае механического привода (ременная передача) от мотора автомобиля, второй – для электропривода;
вала, имеющего втулку или подшипник. Он предназначен для крепления шкива, рабочей пары;
торцевых распределительных дисков. На них есть окошки, через которые всасывается и нагнетается масло;
статора – неподвижной части роторной пары, внешней детали. В моделях с однократным действием имеют круглую форму. Если используется двукратное действие, его делают эллиптическим. Это позволяет снизить действие давления на ротор, замедлить разрушение элемента;
ротора, имеющего подвижные пластины. Его крепление на валу обеспечивается шлицевыми соединениями;
уплотнительных колец;
сальников;
прокладок.
Контроль работы насосного агрегата осуществляется датчиком давления. При выходе из строя агрегата, он способен перенаправить гидравлическую жидкость в обход неисправного устройства.
Принцип действия основан на разнице давления и расширения/сжатия объема. Движение ротора образует центробежную силу. Она выдавливает из пазов подвижные пластины до упора в стенку статора. При этом происходит образование области с низким давлением. Через впускные окошки масло засасывается в серповидную полость статора. Возврат пластин на место повышает давление, полость с жидкостью оказывается около выпускного окошка. Под воздействием сил давления гидравлическая жидкость перетекает в нагнетательный патрубок.
Благодаря хорошему рабочему ресурсу насосному механизму гидроусилителя не нужен специальный уход или систематическое техобслуживание. Автопроизводители добились, чтобы износ узла не влиял на производительность, не мешал другим механизмам автомобиля нормально работать и не сильно шумел
Насосы классифицируют по разным факторам.
Насосные механизмы гидроусилителя бывают лопастными (пластинчатыми) и шестеренчатыми.
Лопастное устройство благодаря высокому КПД и хорошей износоустойчивости в гидроусилителях используется чаще.
Он состоит из:
корпуса;
шкива;
статора и ротора;
крышки;
лопатки;
игольчатого подшипника;
сальника;
клапана регулятора давления;
датчика повышения оборотов мотора;
других элементов.
Установка редукционного клапана (управляет потоком жидкости) удерживает показатели давления в норме, когда коленвал увеличивает обороты. Он является гидравлическим дросселем, который работает в автоматическом режиме. Кроме того наличие специального золотника позволило ограничивать производительность механизма. Поэтому усилие на рулевом колесе регулируется скоростью автомобиля.
Шестеренчатая конструкция более простая и надежная. Она включает в себя:
корпус;
ведущую и ведомую шестеренки;
опорные втулки;
подшипник качения;
уплотнителей;
крышку.
Одна шестерня движется за счет механического привода, вторую приводит в движение зацепление.
Все насосы распределены по двум категориям устройств:
регулируемых. Производительная часть узла помогает постоянно поддерживать давление на заданном уровне;
нерегулируемых. Поддержка постоянного давления обеспечивается редукционным клапаном.
Механизмы бывают:
одноконтурными. Имеют простую конструкцию, небольшую мощность. Способны обслуживать сам ГУР;
двухконтурными. Их производительность выше, а это увеличивает цену. Если на автомобиле установлена гидравлическая подвеска, то двухконтурный насос подает жидкость и в нее.
Встречаются два типа насосов ГУР:
с механическим приводом от коленвала двигателя;
с электроприводом от электродвигателя. Эту разновидность гидронасосов называют электрогидравлической.
Особенности электронасоса:
не приходится расходовать мощность мотора;
периодичность включения/отключения определяется показаниями датчиков поворота руля.
Насос ГУР выходит из строя из-за механических повреждений, износа или проблем, возникающих в гидравлике.
Автовладелец может распознать сигналы, которые подает насос ГУР в случае неисправности.
Водитель определит, что гидронасос неисправен, по таким симптомам:
Периодическому сильному гулу. Он появляется, если у насосного агрегата гидроусилителя нарушена герметичность и он завоздушен.
Нужно провести осмотр корпуса насос, бачка, соединений, шлангов. Если визуально трещины не обнаружены, то причина в сальнике, прокладке, уплотнительных кольцах. Их можно проверить только после демонтажа и разборки насосного агрегата гидроусилителя.
Пронзительному визгу во время поворота рулевого колеса.
Работа механизма нарушена слабым натяжением или растяжением ремня гидроусилителя. Когда вращается руль, его проскальзывание по шкиву сопровождается неприятным визжанием.
Постоянному гулу под капотом, тугому рулю.
По разным причинам насос не нагнетает давление до нужного уровня.
Увеличению усилия на рулевом колесе или слишком легкого вращения.
Повышению люфта рулевого вала.
Биение руля во время поворотов.
Причины, по которым появляются неисправности узла:
естественное старение материалов;
использование плохого, грязного масла;
отсутствие гидравлической жидкости в системе;
износ рабочего зеркала;
выработка на стенках статора;
поврежден редукционный клапан;
агрессивный стиль вождения;
неправильная эксплуатация гидронасоса.
Алгоритм замены неисправного механизма состоит из нескольких этапов.
Сначала нужно подготовить новый агрегат, масло и запастись:
домкратом;
противооткатными упорами;
шлангом и пластиковой емкостью для слива жидкости;
пассатижами;
торцевым ключом с разными головками;
съемниками;
ветошью;
грушей или шприцом;
защитной одеждой и перчатками.
После очистки от грязи и снятия приводного ремня приступить к сливу жидкости. Для этого нужно:
зафиксировать задние колеса противооткатными упорами;
поддомкратить переднюю часть авто;
открыть капот;
взять резиновую грушу или шприц с удлинительным шлангом;
откачать жидкость из бачка;
повращать руль из стороны в сторону до упора. Масло, оставшееся в системе, попадет в бачок. Повторить откачку;
откачав жидкость, ослабить хомут, снять шланг и вставить в подготовленную емкость;
поочередным вращением руля добиться полного слива масла.
После слива масла из бачка можно приступать к следующим действиям:
снятие стопорного кольца подшипника съемником;
постановка меток на валу гидроусилителя;
выкручивание болтов, после этого крышку снимают;
снятие пластины, деталей, которые под ней находятся;
демонтаж вала;
выпрессовка подшипника;
аккуратное извлечение узла;
замена или запрессовка подшипника.
Чтобы установить новый агрегат, действия повторяют в обратном порядке.
Слитое перед демонтажем масло нужно заменить. Порядок действия:
Залить правильно подобранную гидрожидкость. Ее уровень должен сравняться с отметкой «MAX».
Повернуть руль вправо-влево до упора. Это поможет маслу заполнить систему.
Долить жидкость.
Снова повращать руль и долить в бачок. Процедуру выполняют 10 раз.
После запуска двигателя 10 раз повторить вращение руля и долив жидкости.
Почему, когда автовладелец самостоятельно заменил насосный агрегат, гул не прекратился? Это происходит по разным причинам:
неправильная установка;
использована менее густая смазка.
Если механизм долго работает, между статором и ротором образуется вырботка.
На поверхности образуются неровности, поэтому пластины начинают вибрировать. Исправить положение поможет замена масла, которое по своим характеристикам рекомендуется использовать для данной модели.
Второй вероятной причиной может стать некачественный патрубок, который поставили, меняя магистраль высокого давления гидроусилителя. Использование гидравлического шланга вместо нужной трубы вызовет завоздшивание, появление нетипичных шумов. Правильное решение – избавиться от воздушных пробок, а также восстановить герметичность.
Чтобы агрегат работал дольше, нужно соблюдать несложные правила:
своевременно менять гидравлическую жидкость, лучше покупать только качественную смазку;
проверять уровень в бачке гидроусилителя и при его недостаточности доливать масло той же марки;
если двигатель не включен, не нужно крутить руль, чтобы насос не перегревался;
оставлять автомобиль на стоянке только зафиксировав колеса в прямое положение, особенно при низких температурах;
лучше не ездить далеко и с большой скоростью, когда гидронасос неисправен;
не откладывать замену неисправного узла, чтобы не пришлось дополнительно платить за ремонт других деталей;
проверять рулевую рейку (пыльники, сальники);
проверять, как натянут приводной ремень;
лучше доверить замену насоса только опытным автомеханикам в проверенных автосервисах.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.