Зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях – очень важный процесс, который должен знать каждый автомобилист. Уметь заряжать зарядным устройством нужно в случае длительного простоя авто, когда батарее уже несколько лет и в иных случаях. В данной статье мы расскажем, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор и определять степень его заряда.
Содержание
Каждому автовладельцу нужно уметь точно определять уровень заряда и состояние автомобильного аккумулятора. Понять, что ему нужно дать заряд можно по напряжению или плотности электролита. Обычно батарея разряжается, если авто долго стояло без движения или зимой в сильный мороз.
Проверить напряжение на клеммах устройства можно с помощью мультиметра, установленного в режим вольтметра. Измерения желательно проводить при температуре не ниже 20 градусов Цельсия, если это возможно. При полном заряде оно будет равно 12.7 В, а при абсолютном разряде – 11,7 В. Эти значения справедливы для всех современных АКБ любых типов. Установить точный процент зарядки батареи можно при помощи специальных таблиц, которые есть в Интернете.
Также проверить состояние можно и по плотности электролита. Данный способ значительно точнее. Измерения желательно проводить при температуре примерно 25 градусов Цельсия. Плотность полностью заряженного аккумулятора составляет 1.27-1.28 г/см3. При полном разряде она равна приблизительно 1.1 г/см3. Таким образом, каждая сотая единица плотности составляет около 6% зарядки. Стоит отметить, что такие измерения можно проводить только на обслуживаемых батареях, где можно выкрутить банки. Для замеров следует использовать прибор – ареометр.
Важно знать, что плотность электролита зависит и от температуры окружающей среды. Поэтому, если невозможно провести замеры при температуре около 25 градусов, следует руководствоваться данными из представленных выше таблиц. Перед процедурой необходимо обязательно отключить зарядное устройство, если оно было подключено, и выждать несколько минут.
Зарядка аккумулятора зарядным устройством – относительно простая и безопасная операция. Но она требует соблюдения некоторых мер предосторожности. Нарушение этих правил может привести к быстрому выходу из строя или нанести вред здоровью окружающих. Чтобы безопасно зарядить батарею, рекомендуется:
Не заряжать обслуживаемые аккумуляторы в доме, так как из устройства с пробками может выделяться газ, способный взорваться.
Не курить и не использовать открытый огонь рядом с заряжаемой батареей.
Подключать зарядное устройство сначала к клеммам, а затем – включать его в сеть и подавайте ток.
Отключать зарядку вначале от сети, а затем – от клемм.
Если АКБ обслуживаемая выкрутить все, пробки. Сделать это быстро и удобно поможет монетка 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки положить в отверстия, не закручивая их.
Удалить с аккумулятора пыль и грязь перед выкручиванием пробок. Это поможет предотвратить их попадание вовнутрь устройства.
Если зарядка производится в квартире, выполнять её на кухне или в туалете при наличии вытяжки либо на балконе.
Разные виды аккумуляторов заряжаются различным напряжением. Уточнить необходимое значение можно в инструкции к ней. Но, если узнать точные данные невозможно, рекомендуется поставить напряжение не более 14,7 В. При этом количество ампер должна составить примерно 1\10 от ёмкости батареи. Например, для аккумулятора на 70 А*ч она будет равна 7 Ампер. Указанное значение оптимально для быстрого заряда.
Специалисты советуют использовать быструю зарядку АКБ устройством только в крайнем случае, когда подождать невозможно по тем или иным причинам. Для более качественной и безопасной зарядки желательно выставлять меньшую силу тока, составляющую примерно 1\20 от ёмкости АКБ. Но при этом процесс будет происходить значительно медленнее. Важно помнить, что данный способ подходит исключительно для обслуживаемых аккумуляторов.
Если батарея необслуживаемая, то заряжать её следует небольшим током. Его сила тока должна составлять 1\20 от ёмкости. При выставлении больших значений, электролит будет закипать, а газ при этом не сможет выйти. Это нередко становится причиной разрыва аккумулятора.
В процессе зарядки количество ампер не меняется, пока напряжение не станет равным 14,7 В. Это происходит по мере подзарядки устройства. По достижении данной величины, оно перестанет увеличиваться. По мере зарядки напряжение и количество ампер будут снижаться. Когда аккумулятор полностью заряжен, оно достигнет значения около 1А или чуть меньше. Отсутствие уменьшения силы тока на протяжении примерно двух часов указывает на полный заряд АКБ.
После окончания зарядки устройство необходимо отключить от аккумулятора и сети и подождать некоторое время. Когда из электролита перестанет выделяться газ, нужно выполнить проверку плотности. Если она оказалась меньше положенных 1.27-1.28 г/см3, можно подзарядить батарею, выставив на зарядном устройстве большее напряжение до 16,3В. При этом сила тока должна быть равной не более 1\20 от ёмкости, а лучше – несколько меньше. Зарядка в таком режиме выполняется обычно не более 4 часов. Если и после этого не удалось добиться желаемой плотности, вероятно, восстановить аккумулятор невозможно. Желательно приобрести новую батарею. Важно помнить, что зарядка будет происходить небыстро. Но ускорение процесса может привести к кипению электролита и разрушению пластин.
Следует помнить, что не все аккумуляторы допустимо заряжать с использованием столь высокого напряжения. Данный способ не подходит для всех гибридных или гелевых АКБ. Для них обычно рекомендовано напряжение не более 14,4В. Перед зарядкой батареи желательно проверить точные значения для конкретной модели аккумулятора. Они указываются в руководстве по эксплуатации или на корпусе.
Выставлять необходимое напряжение и силу тока можно не на всех зарядных устройствах. Автоматические приборы делают это самостоятельно. Поэтому при их применении важно, чтобы подбор значений был максимально точным. Некачественные и дешёвые зарядные устройства могут иметь значительные погрешности тока, небезопасные для аккумулятора.
Время зарядки аккумулятора зарядным устройством в домашних условиях может быть равным от нескольких часов до суток. Точных рекомендаций по продолжительности заряда не существует. Но на время процедуры оказывают влияние такие факторы, как:
Степень заряда батареи. Полностью разряженный аккумулятор будет заряжаться значительно дольше, чем тот, который разряжен, например, наполовину или чуть меньше;
Износ аккумулятора. Новая батарея заряжается несколько дольше, чем старая и со значительной степенью износа. Дело в том, что со временем пластины могут осыпаться. Ёмкость АКБ при этом уменьшается. Поэтому такой аккумулятор сможет зарядиться намного быстрее;
Сила тока и напряжение. Чем меньше указанные значения, тем медленнее происходит подзарядка;
Скорость приёма зарядки. Она зависит от температуры. Поэтому заряжать аккумулятор желательно в тёплом помещении. Если он принесён с улицы, его рекомендуется предварительно немного отогреть, поставив в тёплое место.
Автоматическое зарядное устройство само определяет силу тока и прекращает зарядку в автоматическом режиме. Это происходит, когда указанное значение становится равным 1-0,5 А. Если устройство не имеет режима автоматики, то нужно дождаться необходимой силы тока. По её достижении желательно подождать примерно 2-3 часа, а затем прекратить процесс зарядки. После отключения зарядного устройства от АКБ, следует замерить плотность. Измерения производятся спустя несколько минут после окончания процедуры.
Узнать, что батарея целиком заряжена можно не только по плотности электролита. На это также указывает напряжение в 12,7, измеряемое на клеммах аккумулятора. Некоторые АКБ и зарядные устройства могут самостоятельно указывать на то, что батарея заряжена с помощью индикатора. Если по прошествии суток АКБ не зарядилась, обычно следует прекратить зарядку и проверить состояние батареи. Если самостоятельная проверка не дала результатов или оказалась затруднительной, рекомендуется отнести аккумулятор специалистам для подробной профессиональной диагностики. Опытные сотрудники автосервиса быстро определяет причину недозаряда. Возможно, деталь исчерпала свой ресурс или износилась преждевременно по иным причинам. Скорее всего, потребуется покупка новой АКБ.
Если аккумулятор был глубоко разряжен, это не может не оказать отрицательного влияния на его состояние. Ведь при этом может произойти сульфатация пластин, при которой на них откладываются кристаллы сульфата свинца. Площадь чистой поверхности существенно уменьшается. Поэтому ёмкость АКБ заметно снижается, что не может не сказаться на его эксплуатационных характеристиках и времени, необходимом для зарядки. После трёх или четырёх полных разрядки батарея полностью входит из строя. Её ресурс оказывается исчерпанным. Поэтому она больше не подходит для использования на автомобиле. Такой аккумулятор следует заменить новым.
Но в некоторых случаях работоспособность АКБ можно восстановить. Это целесообразно, если произошёл единственный полный разряд или второй. Для этого необходимо применять особый способ зарядки с помощью зарядного устройства. На нём нужно поставить напряжение 16,2 — 16.3В и силу тока не более 1 А. Это иногда позволяет частично восстановить свойства пластин. Но за один цикл подзарядки сделать это возможно лишь в особенных обстоятельствах. Поэтому, когда начинается закипание электролита, нужно отключить зарядное устройство. После этого аккумулятору необходимо постоять пару часов или немного подольше. После этого повторить процесс зарядки. Нередко требуется несколько повторений операции. Порой это позволяет создать необходимую плотность электролита или добиться близких к оптимальным значений. Стоит отметить, что данным способом нельзя пользоваться для гелевых либо гибридных батарей. Если они подверглись полному разряду, то их восстановление обычно невозможно. В спорных ситуациях рекомендуется посоветоваться со специалистами, обратившись на СТО.
Если аккумулятор был восстановлен после полного разряда, нередко не стоит ждать от него прежней работоспособности. Он будет быстрее изнашиваться и может плохо запускать двигатель во влажную или морозную погоду. Не исключены и иные проблемы. Поэтому после такого следует тщательнее следить за состоянием АКБ. При обнаружении минимальных признаков износа, его нужно заменить.
Многие автомобилисты практически никогда не подзаряжают аккумуляторы своих автомобилей. Они используют их до последнего, пока износ не достигнет критических значений, и батарея окажется неспособной запустить мотор даже при плюсовой температуре. А при возникновении сложностей с запуском, ограничиваются лишь прикуриванием АКБ от другой машины. Но это неправильно.
Эксперты утверждают, что не подзаряжать можно лишь новый аккумулятор. И то, если автомобиль постоянно эксплуатируется и не находится без движения на улице в прохладную погоду в течение нескольких дней подряд. В противном случае подзарядка зарядным устройством дома или в гараже потребуется даже совсем новой АКБ. Тоже самое относится к случаям оставления авто на несколько часов или на ночь с не выключенными фарами или иными электроприборами.
Специалисты рекомендуют регулярно следить за состоянием аккумуляторной батареи, проверяя напряжение на клеммах и по показаниям бортового компьютера машины. Регулярная подзарядка АКБ рекомендована, если исполнилось более года со дня её выпуска или указанные выше параметры отличаются от оптимальных. При их изменении стоит несколько раз перепроверить данные, особенно если аккумулятор практически новый и критического разряда по неосторожности автовладельца быть не могло. Не новую батарею желательно заряжать устройством два раза в год. Лучше всего делать это перед зимними морозами и по окончании зимы. Это поможет продлить срок её службы и избежать неприятных ситуаций, связанных с невозможностью запуска двигателя по причине значительного разряда аккумулятора.
Также зарядить АКБ желательно в следующих ситуациях:
После длительного простоя автомобиля на открытом воздухе или в очень холодную погоду в неотапливаемом гараже. Для полного разряда батареи на сильном морозе нередко достаточно всего нескольких дней простоя, особенно если на машине установлена и не отключена мощная современная сигнализация или иные мощные энергопотребители, не уходящие в таких условиях в спящий режим;
При обнаружении и последующем устранении поломок генератора, повреждении клемм или проводки, ведущей к АКБ;
После оставления авто надолго с включёнными фарами и другими электрическими приборами и последовавшим за этим полным разрядом.
Также иногда зарядить батарею рекомендуется и в иных случаях. Например, специалисты могут советовать сделать это после некоторых ДТП с ударом в переднюю часть автомобиля.
Стоит отметить, что после всех случаев невозможности запустить мотор по причине полного разряда АКБ, нелишне не только подзарядить аккумулятор зарядным устройством, но и провести проверку генератора и иного автомобильного электрооборудования. Зачастую причиной разряда становятся всевозможные неисправности проводки, а также некоторых узлов и деталей. Например, иногда неисправная магнитола начинает потреблять рекордно высокий ток, что может разрядить батарею всего за несколько часов, особенно в сильный мороз. Кроме того, и другие устройства, преимущественно – установленные дополнительно после покупки автомобиля, могут работать в нештатном режиме. Для обеспечения нормальной эксплуатации авто и сохранения АКБ такие неполадки следует своевременно диагностировать и устранять. Если самостоятельная проверка и ремонт невозможны, то после глубокого разряда аккумулятора, следует незамедлительно обратиться к опытному автоэлектрику.
Также специалисты советуют тщательно соотносить возможности штатного аккумулятора и генератора автомобиля при установке дополнительного мощного электрооборудования. Это относится, прежде всего, к сабвуферам, магнитолам и прочим компонентам качественного автозвука, а также к автосигнализациям некоторых типов. Перед их покупкой и установкой желательно проконсультироваться со специалистами. Возможно, потребуется замена АКБ или генератора на более мощные. Или от такого автозвука будет рекомендовано отказаться. В противном случае дополнительное оборудование будет постоянно разряжать батарею. Кроме того, установку таких мощных потребителей желательно доверить профессионалам при отсутствии опыта подобной работы. Нарушение технологии монтажа также может быть причиной глубокого разряда и преждевременного износа батареи.
Теперь вы знаете, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, как часто и когда это нужно делать, а также как проверить состояние заряда батареи. Следуя этим простым советам, можно значительно продлить срок службы АКБ и предотвратить различные неприятные и опасные ситуации.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.