Система рулевого управления состоит из разных механизмов и узлов. И если руль всегда на виду, то остальные элементы скрыты в недрах автомобиля. Один из них – гидроусилитель руля (ГУР), который синхронизирует положение рулевого колеса с углом поворота ведущих колес. Его работа не видна, но водитель легковушки, внедорожника или грузовика сразу почувствует, если механизм или его компоненты вышли из строя. Для управления машиной потребуется больше физических усилий. Неожиданно увеличившаяся нагрузка на агрегат может стать причиной аварийной ситуации.
Автосервис «Мотор Ленд» в Воронеже производит замену гидроусилителя руля полностью или любого из его узлов, чтобы автовладелец управлял автомобилем без особых усилий.
До появления усилителя, облегчающего вращение руля, водителям приходилось сильно напрягать мускулы, чтобы «крутить баранку», если машина ехала медленно. Стоило автомобилю развить большую скорость, как ситуация кардинально менялась – рулевое колесо слишком легко поворачивалось. Это было крайне неудобно, а неопытный автовладелец мог попасть в аварию.
Первый механизм, похожий на гидроусилитель, был запатентован в начале прошлого века. Его стали устанавливать на морские суда. Благодаря американскому изобретателю Френсису Дэвису с 1925 года началась установка усилителей на автомашины. Но еще несколько десятилетий они были экзотикой и к тому же очень дорогой.
Сегодня мало кто представляет автомобиль без ГУР, ЭУР (электроусилитель) или их комбинации ЭГУР (электрогидроусилитель).
Прошло почти сто лет, а конструкция устройства в принципе не изменилась. Теперь он стал легче, сократилась мощность, отбираемая у двигателя.
Гидравлический усилитель состоит из разных элементов:
насоса;
гидрораспределителя;
гидроцилиндра;
бачка;
системы соединительных шлангов.
Насосный узел нагнетает и поддерживает давление в усилителе на нужном уровне, заставляет гидравлическое масло циркулировать по шлангам. По сути, он – главный элемент агрегата. Устанавливают насос рядом со шкивом коленвала, вращение которого через приводной ремень передается гидронасосу. Он непрерывно вращается от двигателя, даже когда водитель не маневрирует.
Автопроизводители чаще оборудуют автомобиль лепестковым (пластичным) механизмом. У него меньший износ, чем у шестерного насоса, а также высокий КПД, повышенный рабочий ресурс.
Распределитель ГУР по сути является управляющим клапаном. Он задает направление маслу, которое попадает в нужную полость цилиндра или возвращается в бачок. Место установки: рулевой вал или компоненты рулевого привода. Гидроусилитель состоит из вала, торсиона, золотника.
Распределительный механизм бывает роторным или осевым. Это зависит от того, какие движения совершает золотник: вращательные или поступательные.
Устройством, следящим за строго дозированным вспомогательным усилием, является торсион. Упругий стержень из металла способен закручиваться под нагрузкой, то есть, когда вращается рулевое колесо, крутящий момент через вал передается на торсион. С другой стороны находится золотник, связанный с шестеренкой рулевой системы. На работоспособность гидрораспределителя негативно влияет загрязненное масло.
В состав цилиндра ГУР входит поршень, приводящий в движение шток. Чаще всего гидроцилиндр находится в рулевом механизме. Масло давит на поршень, он заставляет двигаться шток и толкать рейку, чтобы колеса поворачивались в нужном направлении. Это зависит от того, в какую полость поступает гидравлическая жидкость.
Без них невозможна циркуляция масла по всей трубкам. Маслопроводы служат для того, чтобы подавать или отводить жидкость ГУР. Патрубки бывают двух видов. По одним отработавшая жидкость под низким давлением возвращается в бачок и далее в гидронасос. Другие, так называемые шланги высокого давления, обеспечивают движение масла от насоса к гидрораспределителю и цилиндру.
Самое высокое место в гидроусилителе отведено расширительному бачку.
Резервуар оборудован сетчатым фильтром, чтобы грязь, мелкие частицы металла не загрязняли гидравлическую жидкость. Проверить уровень масла можно двумя способами:
с помощью специального щупа, который имеет насечки, если корпус металлический или сделан из непрозрачного пластика;
визуально через полупрозрачные стенки с нанесенными метками «MIN», «MAX».
Проверка осуществляется на «холодную» или, когда двигатель на холостом ходу отработал некоторое время.
Механизм включается в работу сразу после запуска двигателя. Пока автомобиль стоит на месте или едет по прямой, гидронасос перегоняет гидравлическую жидкость по системе «в холостую». Если водитель начинает маневрировать и поворачивает руль, распределитель получает команду перекрыть одну из камер гидроцилидра. Во вторую поступает масло ГУР, поршень двигается, толкая шток. Давление передается на тягу и колеса поворачиваются.
После остановки рулевого колеса распределитель закрывает полость. Автовладелец поворачивает руль в обратную сторону, тут же открывается вторая камера. Масло начинает воздействовать на поршень, заставляя его двигаться в обратную сторону, а вместе с ним и рейку. Когда он вернется в центральное положение, гидравлическая жидкость отправится в расширительный бачок.
Гидроусилители стали настолько популярны, что автопроизводители оборудуют ими все больше новых моделей автомобилей.
Усилители руля:
Надежны. Многолетний опыт использования ГУР показал их надежность при эксплуатации. Причем это отмечают владельцы разных видов автомобилей от малолитражек до тяжелых грузовиков. Мощности, которую «гидрач» (так его называют многие автовладельцы) способен развить, достаточно, чтобы преодолеть силу трения колес о дорожное покрытие, каким бы оно ни было.
Водителю удобно работать. Собственно для этого и создавался усилитель. Главное, чтобы было комфортно и без лишних усилий управлять машиной.
Быстро реагируют. Легкое вращение руля, в автомобиле с ГУР, позволяет сократить число оборотов руля, чтобы машина повернула в нужную сторону. Эта способность особенно ценится водителями во время парковки. Автовладелец получил возможность быстро среагировать на любую дорожную ситуацию. Если все элементы системы работают в штатном режиме и не требуют замены, то усилитель поможет избежать аварии.
Автомобилем удобно управлять на разных скоростях и высоких нагрузках.
Дополнительное преимущество усилителя – способность смягчать удары колес о неровности на дороге, удерживать руль в центральном положении при лопнувшем ведущем колесе.
ГУР не нужно слишком сложное обслуживание. Доступность замены гидроусилителя и его компонентов.
Многим автовладельцам не нравится:
гидроусилитель отбирает часть мощности мотора;
гидронасос работает без остановки, на него расходуется топливо, хотя и немного;
необходимость постоянного контроля уровня масла в бачке;
легкость повреждения сальников, из-за чего появляется течь в системе;
невозможность индивидуальной регулировки рабочих характеристик рулевого управления;
возникновение ощущения «пустоты» на большой скорости, потому что невозможно корректировать давление жидкости, когда повышаются обороты двигателя. Такая возможность есть только в моделях премиум-класса.
Автовладелец узнает, что усилителю нужна замена, по таким симптомам:
руль стало вращать очень тяжело или, наоборот, слишком легко Он с трудом возвращается в исходное положение;
работающий гидронасос начал шуметь. Интенсивность шума меняется, когда водитель начинает маневрировать;
поворот сопровождается неприятным визгом;
увеличился люфт, появилось биение, вибрация, толчки рулевого вала;
видны подтеки на шлангах высокого давления, корпусе насоса, других элементах системы;
уменьшился объем масла в бачке.
Автопроизводители стараются увеличить срок службы ГУР. Теоретически рабочий ресурс рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля, примерно на 200 тыс. км пробега. Однако в реальности механизм не может служить вечно. Неисправности могут появиться в любом элементе гидроусилителя.
Гидравлика выходит из строя из-за:
недостаточного уровня масла. За время работы гидравлическая жидкость вырабатывается, то есть оседает на стенках узлов, очень незначительно, но все же испаряется (в ней присутствует влага). Если вовремя недолить масло, это просто «убьет» насос. Замену масла ГУР рекомендуется производить, если автомобиль «наездил» 80.00-100.000 км. Точнее написано в руководстве по эксплуатации;
гидромасла, которое не соответствует данной модели автомобиля. Если вместо синтетического использовать минеральное, оно испортит трубки, прокладки, внутренние поверхности гидронасоса. Пониженная вязкость приведет к тому, что без дополнительных усилий шоферу не получится вращать руль;
грязного масла. Если в гидравлическую жидкость попала грязь, выпали в осадок отработанные абразивные присадки, то пострадают лопасти (пластины) насоса, достанется прокладкам, внутренним стенкам маслопроводов, прочим компонентам. Это приведет к снижению эффективности, ресурса ГУР, отдельных узлов системы;
нарушения натяжения ремня. Перетянутый приводной ремень снизит ресурс подшипника, втулки. Когда натяжение ослабевает, ремень может проскальзывать, насосному механизму придется работать вхолостую, он может выйти из строя;
попадания воздуха в агрегат. Завоздушивание происходит, когда изнашиваются уплотнители, трескается корпус гидронасоса, бачок, шланги. Воздух может попасть и во время ремонта, если не соблюдается технология. Уровень рабочей жидкости может подняться так, что она начнет выдавливаться через крышку бачка;
неисправности гидронасоса. Этот механизм в основном неремонтопригоден, поэтому обычно выбирают его замену, а не ремонт;
повреждения, загрязнения клапанов;
засоренности фильтра, всей гидросистемы;
коррозии ГУР;
неправильной эксплуатации. Если руль удерживают в крайнем положении больше 5 секунд, значительно возрастает нагрузка на гидронасос, и он быстрее изнашивается;
агрессивный стиль вождения, неаккуратная и слишком быстрая езда по бездорожью может разбить не только подвеску, но и вывести из строя всю систему ГУР, ускорить износ деталей.
Диагностика механизма позволяет определить, какой конкретно узел неисправен. Если проблему не решить заменой неисправного компонента, то придется менять усилитель полностью. Автовладелец, обладающий знаниями, навыками и необходимыми инструментами, может рискнуть и сделать это самостоятельно. Однако лучше, если ГУР заменят опытные автомеханики автосервиса «Мотор Ленд».
Процесс замены состоит из действий, которые выполняют в определенной последовательности:
Демонтаж неисправного усилителя.
Установка нового агрегата.
Прокачка установленного гидроусилителя.
Алгоритм демонтажа ГУР:
чтобы грязь, мусор не попали в систему, очищают моторный отсек;
выкручивают винты, которые крепят муфту рулевого колеса. При этом делают маркером отметки, как располагались детали (пригодится для сборки);
муфту, находящуюся на валу ГУР, передвигают на вал руля;
разъединяют рулевые тяги и сошку;
поддомкрачивают автомобиль. Это нужно для снятия переднего левого колеса;
не полностью откручивают крепеж лонжерона усилителя;
сливают масло, предварительно отсоединив магистрали;
блокируют шланги и штуцер;
откручивают болт и снимают редуктор.
Установка нового узла производится в обратном порядке. Сделанные отметки помогут не перепутать положение компонентов.
Установленную гидравлическую систему прокачивают, чтобы избежать завоздушенности.
Продлить «жизнь» гидроусилителя поможет:
контроль уровня гидравлической жидкости. Нельзя смешивать разные типы масел;
замена масла в сроки, прописанные в регламенте;
использование жидкости, рекомендованной автопроизводителем;
не превышать время удержания руля в крайнем положении более 5 секунд;
осмотр пыльников рулевой рейки;
выравнивать колеса, оставляя машину на стоянке;
при минусовой температуре не вращать «баранку» сразу после запуска мотора;
отказаться от поездок с неисправным усилителем;
проверяйте степень натяжения передаточного ремня;
менять забившийся фильтр в бачке;
старайтесь ездить так, чтобы не передние колеса не ударялись о бордюры, неровности дорожного полотна, другие препятствия. Это убережет рулевой вал от деформации;
проводить диагностику при малейших изменениях в работе рулевого управления. Для этого нужно повращать руль, обратить внимание на появление звуков, возросшие усилия, вибрацию, биение, которые возрастают с ростом радиуса поворота.
Создание гидроусилителя избавило автомобилистов от физических затрат на вращение руля, его удержания в нейтральном положении. Автомобилем можно управлять с комфортом, руки водителя не устают за время дальних поездок. Даже автомобилистки справляются с маневрированием, как говорится, «двумя пальчиками», не испортив при этом маникюра. Надежный и безотказный усилитель при должном уходе прослужит долго.
Автосервис «Мотор Ленд» в Воронеже оказывает услуги по замене ГУР или отдельных его элементов. На складе всегда в достаточный запас оригинальных запасных частей. Наши автомеханики имеют 10-летний опыт работы с гидравликой, поэтому проведут диагностику системы и выполнят работы в соответствии с регламентом ремонтных работ.
Получить подробную консультацию можно по телефону. Нажмите значок телефонной трубки в правом нижнем углу на нашем сайте, оставьте свой номер и время, удобное для разговора, наши менеджеры перезвонят и разъяснят условия оказания услуги. Заменить гидроусилитель по телефону не получится, придется пригнать автомобиль в автосервис «Мотор Ленл». Кроме того, заполнив специальную форму, можно получить скидку на техническое обслуживание.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.