Содержание:
Поворачиваем ключ зажигания и ничего, кроме щелчка или серии быстрых щелчков. Мотор не крутит, машина не заводится. Может, «умер» аккумулятор. Но приборная панель, радио и фары работают, значит, причина другая.
Двигатели внутреннего сгорания запускаются от внешних источников энергии. Этот процесс может иметь электрическую, гидравлическую или пневматическую природу. В автомобилях используются электродвигатели, называемые стартерами или пусковыми двигателями.
Стартер питается от основного 12-вольтового аккумулятора машины, с высоким крутящим моментом и большой силой тока. Его функция заключается в проворачивании мотора во время зажигания. Если аккумулятор разряжен, фары в машине могут работать, но мощности (тока) будет недостаточно, чтобы провернуть стартер.
У стартера приличный срок службы (примерно три – шесть лет, в зависимости от эксплуатации), он не требует специального обслуживания, если не вышел из строя. По этой причине его расположение проверить не просто. Иногда это даже не сигнализируется на схемах технического руководства авто. Большинство стартеров устанавливается под двигателем, с левой или правой стороны, некоторые – под впускным коллектором.
Основная функция стартера в преобразовании электрической энергии в механическую. При повороте ключа в замке зажигания реле стартера, которое представляет электромагнит, состоящий из катушки и подпружиненного железного якоря, замыкает контакты, поэтому ток идет на стартер. Электромагнит также приводит в действие узел сцепления, зубья шестерни бендикса входят в зацепление с зубьями зубчатого венца маховика.
Преобразование электрической энергии в механическую происходит с созданием магнитного поля (статора) щетками стартера, из которых состоит ротор (якорь), они приходят в движение за счет действия магнитного поля. Таким образом, стартер увлекает за собой двигатель, тем самым запуская цикл движения поршней, которые, в свою очередь, активируют коленчатый вал, трансмиссию, распределение и подачу питания.
В типичном стартерном двигателе машины катушки возбуждения удерживаются в каркасе возбуждения. Они работают с железным сердечником (также известным как полюсный башмак) для создания силы, достаточной для вращения двигателя. В стартерных двигателях обмотка катушки возбуждения и ее сердечник оставляют зазор. Достаточно, чтобы обеспечить беспрепятственное вращение якоря.
Стартер и электромагнитное реле подключены к аккумулятору и замку зажигания. К верхнему выступу подключается положительный кабель аккумулятора, «пятаки» – триггерная клемма отправляется от замка зажигания, нижняя большая клемма подключается к стартеру, когда соленоид активируется.
Электромагнитное реле (втягивающее) не следует путать с реле стартера, которое используется электронным блоком управления. Это два разных узла системы зажигания. Они различаются по конструкции, месту и функциям, хотя и первый и второй являются дистанционными электромагнитными «переключателями», могут управлять мощным сигналом с помощью сигнала малой мощности.
Пусковое реле стартера специально разработано для передачи энергии от аккумулятора машины к соленоиду стартера.
Соленоид работает как приводная катушка разъема, по которому электрический ток передается от него к стартеру. Устройство предназначено для зацепления шестерни стартера с зубчатым венцом двигателя. Благодаря своей конструкции и принципу работы этот узел способен коммутировать более высокий ток, чем реле. Комментарий для него, который используется в технической документации, – тяга. Хотя он и выглядит как отдельный компонент, но жестко прикреплён к двигателю.
Втягивающее реле представляет катушку с подвижным плунжером. В отличие от реле стартера, где сердечник катушки неподвижен, сердечник в этом узле стартера – железный или стальной плунжер, который может свободно входить в катушку и выходить из нее. Плунжер одним концом соединен с пружиной. Катушка, пружина и часть плунжера заключено в корпус. Другая часть плунжера выходит из корпуса, чтобы обеспечить движение к внешнему соединению.
Вставив ключ в замок зажигания, активируется реле стартера, которое передает мощность на соленоид, он, в свою очередь, передает мощность на стартер. Реле стартера посылает небольшую электрическую мощность, в то время как втягивающее реле потребляет ток от автомобильного аккумулятора. При активации через клемму управления происходит замыкание силовой электрической цепи и передача энергии аккумулятора на стартер. В то же время оно толкает шестерню стартера вперед, чтобы зацепиться с зубчатым венцом гибкой пластины двигателя или маховика. Соленоид и бендикс связаны при помощи вилки.
Стартеру требуется до 250 ампер или больше (в зависимости от модели) для создания высокого крутящего момента, необходимого для проворачивания двигателя. Таким образом, все, что мешает необходимой токовой нагрузке, вызывает проблемы со стартером. Эти неисправности проявляются комментарием в виде щелчка или очень быстрых щелчков.
Как только двигатель запускается, соленоид отключается. Но, если тока недостаточно для работы двигателя стартера, магнитное поле вокруг катушки втягивает и освобождает плунжер в повторяющемся цикле до тех пор, пока ключ зажигания находится в положении Пуск.
Разряженный аккумулятор – наиболее распространенная причина того, что щелкает втягивающее реле, при попытке завести автомобиль. Другими словами, узел пытается включиться, но не может соединиться.
Работа стартера в первую очередь зависит от заряда акб. Но нужно понимать, что не стоит несколько раз проверить запуск, если двигатель не заводится, это небезопасно. В этом случае может сгореть и электродвигатель.
Ослабленные или подвергшиеся коррозии клеммы, провода аккумуляторной батареи могут создавать чрезмерное электрическое сопротивление в пусковой цепи. В результате втягивающее реле стартера может работать, но тока недостаточно для вращения стартера.
Ослабленные из-за дорожных вибраций клеммы лишены адекватного электрического контакта, поэтому их необходимо подтянуть. Если на них образовалась коррозия, отсоединение кабелей и очистка грязи поможет проверить и восстановить крепления. Одна из причин износа контактных элементов – перезарядка или недозаряд акб.
Коррозия и сульфатация – злейшие враги автомобильного аккумулятора. Первая атакует пластины батареи, а вторая разъедает ее клеммы. Если их не проверять достаточно долго, оба полностью разрядят батарею.
Коррозия – скопление цветного материала (обычно белого, зеленого или синего цвета), который возникает на контактных элементах или провода батареи, препятствует потоку энергии и приводит к их износу с течением времени. Свинцово-кислотные аккумуляторы иногда выделяют пары серной кислоты и газообразный водород. Коррозия может возникнуть, когда газы вступают в реакцию с теплом под капотом и металлом на клеммах аккумулятора. Коррозия также является результатом перезарядки аккумулятора. По мере старения батареи изделия, предназначенные для соединения проводов, подвержены коррозии.
Когда батарея разряжается, на пластинах батареи образуются маленькие кристаллы сульфата, состоящие из комбинации свинца и серы. Это нормальная часть процесса разрядки, которая меняется на противоположную при перезарядке аккумулятора. Но в случае, если оставлять батарею разряженной слишком долго, мягкий сульфат свинца осаждается на отрицательных пластинах, где он превращается в твердые, стабильные кристаллы, которые препятствуют прохождению электрического тока через батарею.
Клеммы аккумулятора расположены на концах кабелей акб. Они подключаются к минусовым и плюсовым контактам и подают питание в электрическую систему автомобиля. Подавляющее большинство контактных элементов изготовлено из свинца. Однако в новых автомобилях используются стальные изделия. Единственное техническое обслуживание, необходимое для клемм аккумулятора, – это периодическое из снятие с места, полюсов аккумулятора, и очистка проволочной щеткой для удаления любого окисления.
Свинец является отличным проводником электричества и поэтому десятилетиями использовался в производстве аккумуляторных контактных деталей. Мягкая и податливая природа свинца делает его идеальным материалом для изготовления компонентов батареи из-за многократного открывания и закрывания с защелкой, которому клеммы сопротивляются, когда их снимают и заменяют батареей.
Снижение использования свинца из-за его предполагаемого негативного воздействия на окружающую среду, что анализируется не в одной статье, привело к использованию стали в производстве аккумуляторных клемм. Стальные клеммы доказали свою эффективность в проведении электроэнергии, необходимой для работы автомобиля. Недостатком их использования является то, что сталь окисляется намного быстрее, чем свинец. Это оставляет рассыпчатую зеленую пыль на клемме батареи, которую необходимо часто очищать. Окисление не повреждает аккумулятор, но создает проблему для контактных компонентов. Сталь с гораздо большей вероятностью растворится в результате окисления и без предупреждения отключит электрическую систему автомобиля. Очистка клемм своими руками проволочной щеткой через интервалы замены масла предотвратит превращение этого коррозионного окисления в проблему.
Стремясь предотвратить коррозию, многие водители наносят диэлектрическую смазку на полюс аккумулятора и клеммы. Этот способ позволяет потоку электричества беспрепятственно проходить через соединение и предотвращает образование корродирующих элементов. Смазку следует удалять через каждые шесть месяцев и наносить новый слой.
Часто то, что выглядит как неисправности с аккумулятором, на самом деле является не чем иным, как грязными клеммами аккумулятора. Если не чистить и не обслуживать электрическую систему любого авто, это может привести к затруднению запуска двигателя. Плохие контактные элементы препятствуют прохождению электричества. Это относится к входящему и исходящему электрическому заряду. Перед заменой генератора или аккумулятора рекомендуется сначала снять и очистить клеммы аккумулятора, а затем дважды проверить систему. Ремонт же клемм – дело неблагодарное, лучше заменить. Даже в случае высококачественного ремонта, не факт, что рабочий срок их будет долгим.
Сам стартер может выйти из строя и придется его разобрать, чтобы выяснить причину. Угольные щетки, обмотки, другие группы также подвержены износу, подгорание пятаков – и он перестает работать.
В случае, когда батарея выглядит заряженной (фары, магнитола и другие аксессуары работают), но слышится только один щелчок, то проблема, вероятно, связана со стартером. Это означает, что соленоид пытается (безуспешно) включить стартер. Можно попытаться устранить проблему самостоятельно – подать на него питание напрямую, что называется замыкать стартер. Для этого нужно замкнуть контакты силовой линии на втягивающем реле отверткой.
Если стартер застрял на маховике, при повороте ключа в замке зажигания будет слышен щелчок, а контрольные лампы на приборной панели потеряют яркость. Можно включить передачу, раскачивать автомобиль вперед и назад, пытаясь разблокировать его.
В некоторых авто стартер может не срабатывать вследствие защитных блокировок и прежде нужно нажать на тормоз.
В рамках статьи можно определить признаки неисправности электродвигателя – короткое замыкание, обрыв в обмотке якоре, износ щеток, контактных колес якоря, обрыв «массы» или плюсового провода на щеточной пластине.
Помешать запуску автомобиля может и механическая неисправность двигателя. В случае заклинивания двигателя, происходит замыкание реле, издавая слышимый щелчок. Причины в том, что двигатель заблокирован, и стартер не сможет провернуть его, чтобы завести автомобиль.
Симптомы поломки втягивающего реле стартера включают проблемы с запуском автомобиля, стартер крутит после запуска двигателя и щелкающий звук, исходящий от стартера. Иногда втягивающее реле стартера остается включенным, заставляя шестерню двигателя стартера оставаться в зацеплении с зубчатым венцом двигателя, даже когда двигатель работает один.
Кроме того, корродированные контакты могут создавать высокое сопротивление реле, что не дает установить хорошее соединение.
Случается, что несправный узел вместо того, чтобы препятствовать запуску стартера, может запуститься сам по себе, без поворота ключа в положение «Пуск». Это неисправности, которые требуют незамедлительного ремонта.
В случае, когда стартер включается, но не выключается, когда отпускаешь ключ, скорее всего, проблема с втягивающим реле. Как следствие, стартер может получить значительные поломки.
Иногда самое простое объяснение проблемы с запуском – перегоревший предохранитель в цепи стартера, который нужно заменить.
Генератор переменного тока предназначен для питания всех электрических систем во время движения автомобиля. Он также подзаряжает аккумулятор. Если генератор не справляется со своей функцией должным образом, аккумулятор может не запустить двигатель.
Активация стартера истощает большую часть запасенной энергии аккумулятора, и предполагается, что генератор переменного тока пополняет ее, поэтому, если батарея способна принимать заряд и тесты проходят нормально, ее необходимо «омолаживать» между запусками.
Единственный способ узнать наверняка и искать подобные неисправности, – диагностика каждого потенциального «виновника», начиная с аккумулятора.
В первую очередь, стоит проверить состояние данных заряда акб, клеммы и силовые провода. Признак слабого аккумулятора – индикаторы на приборной панели тускнеют при повороте ключа в положение Пуск.
Способы диагностики аккумулятора включают проверку корпуса на наличие повреждений, на уровень электролита, клемм на предмет коррозии и окисления, их затянутости, состояния проводов, втулок (подшипников), короткое замыкание обмотки.
Уровень заряда аккумулятора проверяется водителем цифровым мультиметром при отсутствии активных электрических цепей (нужно выключить все аксессуары и закрыть двери). Провода прибора присоединяются к клеммам. Если в батарее меньше 12,4 вольт, то её нужно зарядить, а затем проверить с помощью тестера нагрузки. Норма – напряжение 12,4 – 12,6 вольт, при температуре от 15 до 37,7 C, при отсутствии расхода энергии аккумулятора и отключении зарядного устройства в течение часа.
Для проверки емкости аккумулятора используют тестер нагрузки резистивного типа. Хорошо заряженная батарея должна выдавать 150 ампер в течение 15 секунд, не опускаясь ниже 10,5 вольт, и восстанавливать 12, 6 вольт за минуту.
Если акб работает нормально, проверяют электрические соединения со стартером или втягивающим реле, с аккумуляторной батареей. Допускается падение напряжения на 0,5 вольт между полюсом аккумулятора и плюсом стартера. То же самое между массой аккумулятора и блоком двигателя. Должно быть, от 9 до 10 вольт на плюсовом полюсе стартера на запуске.
Чтобы проверить втягивающее реле и замок зажигания мультиметр подключают через соленоид – к клеммам, массу (минусовой провод) со стороны питания (акб), плюсовой провод со стороны стартера. Включают зажигание – если напряжение не падает ниже 0,5 вольт, то неисправно втягивающее реле или его соединения.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.