Машина с передним приводом Лада Гранта оборудована двумя парами ШРУСов, передающими крутящий момент от мотора ВАЗа к ведущим колесам. Важная роль шарнира в работе рулевого механизма требует повышенного внимания ко всем его элементам. Особенно к его защите от попадания внутрь разного рода загрязнений и влаги.
Для движения автомобиля важно, чтобы ведущие колеса получали крутящий момент от двигателя. Это обеспечивается ШРУСом – особым узлом, входящим в состав рулевого механизма. Если он выходит из строя, машина лишается возможности двигаться.
У ШРУСа несколько названий. Официально его называют шарниром Рцеппа (по имени изобретателя), гомокинетическим или равных угловых скоростей. Однако большинство водителей предпочитают именовать его «гранатой» из-за формы и непредсказуемости поведения. Так же можно встретить названия «рцепа» (шестишариковый шарнир) и «трипоид».
Конструктивно узел состоит из нескольких компонентов:
Внутренний ШРУС находится ближе к коробке передач, внешний – к колесу
Защитный кожух, часто именуемый пыльником, оберегает шарнир от разрушения. Внешне они могут напоминать колокол или иметь другую вытянутую форму.
Чехлы, которые используются на разных моделях машин, в том числе на Lada Granta, как правило, конусообразные с гофрированной поверхностью. Форма конуса выбрана, чтобы изменение угла не приводило к пережатию детали.
Для надежной фиксации кожуха на «гранате» используют малый и большой хомуты. Они обязаны обеспечить герметичность защиты, чтобы никакие внешние загрязнения не попадали внутрь механизма, не было утечки смазки.
Кожух сможет выполнять защитные функции в полном объеме, если используемый для изготовления материал обладает:
В зависимости от того, какой материал выбран для изготовления, защитные кожухи бывают:
Долговечность пыльника определяется прочностью материала. К резиновым элементам много претензий из-за низкого качества резины и быстрого износа. Хотя низкая стоимость привлекает многих автовладельцев.
Срок годности самой «гранаты» не уступает рабочему ресурсу самой Лады Гранты. Это в теории, а на практике делать ремонт или менять шарнир приходится чаще. Ускоряет его поломку разгерметизация кожуха.
Через повреждения внутрь попадает грязь, пыль, вода. Это приводит к преждевременному износу ШРУСа ВАЗ 2190 с передним приводом и последующего ремонта.
Средний пробег между заменами чехлов составляет 30.000 км. На его продолжительность влияют три фактора:
Повысить защитные свойства помогает обработка поверхности кожуха специальными средствами.
Нарушение защиты кожуха ШРУСа можно выявить по характерным симптомам:
Попадание в «гранату» капелек жидкости, мелкодисперсной пыли способно причинить серьезные повреждения механизму. Поэтому водитель должен следить за состоянием его защиты. Для этого достаточно регулярно осматривать чехол. Чтобы увидеть повреждения, не нужно сложное специальное оборудование.
Поиск повреждений кожуха начинается с того, что колеса максимально выворачивают вправо/влево. Затем внимательно осматривают поверхность чехла. Если заметны трещины, разрывы, масляные подтеки, значит, пришло время ремонта поврежденного элемента. Одновременно с осмотром поверхности проверяют затяжку хомутов. Когда хомуты затянуты неплотно, загрязнения попадут внутрь и повредят «гранату».
Защитный кожух повреждается из-за:
Замена поврежденного защитного кожуха проводится в несколько этапов.
На этом этапе готовят автомобиль и все необходимое для работы. Сначала выбирают новый пыльник. Лучший вариант – покупка оригинальной запчасти, предназначенной именно для автомобиля ВАЗ 2190 с передним приводом. При этом надо помнить, что ШРУСы бывают внутренними и наружными.
Некоторые автовладельцы экспериментируют с защитными чехлами для других моделей авто. Это весьма спорное решение. Даже небольшое отклонение в размерах может привести к разгерметизации, вместо устранения неполадок будут созданы новые проблемы. Хотя встречаются и качественные аналоги с хорошо подогнанными хомутами.
Если нет подъемника или удобной смотровой ямы, стоит подготовить домкрат, противооткатные упоры.
Примерный список необходимых инструментов:
Кроме того заранее запасаются смазкой и технической аэрозолью WD40, которая помогает быстро откручивать закисшие детали.
Перед началом работы глушат двигатель ВАЗ 2190 и поддомкрачивают автомобиль. Задние колеса фиксирую противооткатными упорами.
Алгоритм замены:
На завершающем этапе замены проводятся ходовые испытания на разных режимах.
Если пыльник получает повреждения в дороге, проходится принимать экстренные меры. Продолжение движения с испорченным чехлом приведет к серьезному повреждению ШРУСа со всеми вытекающими последствиями. Поэтому нужно произвести временную герметизацию защитного кожуха.
Есть несколько способов экстренного ремонта:
Подобные меры позволяют на время отложить замену кожуха, чтобы доехать до места, где можно сделать полноценный ремонт.
Когда меняют кожух, проверяют наличие дефектов на самом механизме, стопорных кольцах.
Использовать воду для промывки ШРУСа категорически запрещено. Можно пользоваться бензином. После промывки деталь тщательно вытирают до полного высушивания.
Когда снята наружная «граната» поменять пыльник на внутреннем шарнире становится проще.
Для замены пыльника на ВАЗ 2190 с передним приводом своими руками, нужно терпение, время, необходимые инструменты, а опыт придет со временем.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.