Ежедневно с 8.00-20.00

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
1.jpg

Образование в системе охлаждения воздушной пробки — распространенная проблема. Ее появление приводит к перегреву ДВС, некорректному снятию показаний датчиками, сбоям в работе других узлов. Чтобы не допустить аварийной остановки в пути, надо прислушиваться к «симптомам» завоздушенности и вовремя выгонять воздух из системы. Последняя процедура достаточно проста. Ее можно выполнить самостоятельно без помощи специалистов, главное, — вовремя. О методах удаления и причинах образования завоздушен стоит поговорить детальнее.

Содержание

Почему опасно оставлять воздух в системе охлаждения?

Пробкой называют скопление внутри каналов воздушных масс, попавших извне. Они препятствуют циркуляции или полностью прерывают поток охлаждающей жидкости по контуру. Без полноценного движения антифриза по каналам система свои функции не вырабатывает. Жидкость не попадает в радиатор, отвод от двигателя внутреннего сгорания тепла не происходит.

Результаты образования воздушной пробки:

  • неравномерный отвод от силового агрегата тепла;

  • деформация головки блока (изменение геометрии за счет нагрева металла);

  • повреждение термостата;

  • увеличенный износ узлов, механизмов из-за неравномерного расширения металлических элементов;

  • перегрев мотора;

  • перебои в эксплуатации печки (обычно система обогрева перестает функционировать);

  • сбои в работе датчиков.

Неравномерный отвод горячих масс вреден для мотора автомобиля и иных его узлов, механизмов. Нарушение неизбежно приведет к аварийной ситуации на дороге, дорогостоящему ремонту ДВС. Поэтому удаление воздуха — необходимое и достаточное мероприятие.

Признаки формирования в системе воздушной пробки

О перегреве двигателя предупреждает индикатор температур — термостат. Его стрелка уверенно перемещается в область красной шкалы почти сразу после прогрева мотора. Здесь стоит сделать уточнение о неисправности термостата. Сломанный датчик температур тоже будет фиксировать некорректные данные — стрелка может быть все время в красной зоне на шкале или в нуле. Поэтому водителю рекомендуют обращать внимание на нарушения в работе термостата.

На наличие воздуха в системе указывают следующие признаки:

  • автоматический запуск вентилятора при прогреве двигателя (главный «симптом» перегрева);

  • появление нехарактерных шумов при запуске двигатель (часто посторонние звуки издает помпа);

  • при включении печки в салоне автомобиля циркулирует холодный воздух (из-за нарушений подачи тосола в радиатор отопителя);

  • медленный прогрев движка (либо клапан все время открыт, либо в термостате воздух);

  • дефицит в расширительном бачке охлаждающей жидкости (диагностируется течь антифриза).

Воздух может скапливаться в патрубке насосной установки. При закрытом клапане циркулировать тосол начинает по малому кругу, что провоцирует включение вентилятора сразу, после старта двигателя машины. Признаки образования завоздушены в большинстве случаев зависят от места локализации скопления. Главный — изменения температурного режима силового агрегата на фоне неэффективного функционирования печки. При выявлении хотя бы одного «симптома завоздушенности» необходимо срочно принять меры.

Причины появления в системе охлаждения автомобиля воздуха

Воздушная пробка чаще всего образовывается из-за следующих неисправностей:

  1. Система перестала быть герметичной.

В большинстве случаев разгерметизацию вызывают механические повреждения комплектующих —штуцеров, трубок, шлангов, патрубков и т.д. Вторая по распространенности причина — физический износ элементов системы. Если последняя теряет герметичность, то давление резко снижается. Чтобы определить разгерметизацию, проводят визуальный осмотр элементов системы охлаждения или диагностику в условиях СТО. Часто физические повреждения обнаруживают при очередном (по причине разгерметизации проблемы с повышением температуры мотора возникают постоянно) удалении воздушной пробки. Воздух попадает через поврежденные места.

  1. Неисправность помпы.

Пропускать снаружи воздух также могут фибра или (и) сальник помпы. Поэтому при завоздушенности надо сначала проверить этот узел.

  1. Неисправность клапана.

Задача клапана в системе — удалять излишки воздушных масс, предупреждать их проникновение внутрь. Если он неисправен, то при диагностике фиксируют подсос воздуха. Попавшие внутрь массы расходятся по рубашке охлаждения мотора. Ремонт клапана часто нерационален, поэтому проблему устраняют путем замены крышки, на которой он установлен. Процедура быстрая, доступная в цене.

  1. Некорректно долит антифриза.

Правильно доливать охлаждающую жидкость тоненькой струей, не спеша. Если струя широкая, то при заливе воздушные массы не могут естественным способом выйти из бачка из-за узкой горловины. Главное — давать воздуху выйти.

2.jpg
  1. Утечка охлаждающей жидкости.

Причина утечки — разгерметизация из-за механических повреждений элементов системы, физического износа. Слабые места — прокладки, части радиатора, патрубки. Идентифицировать неисправность в 8 из 10 случаев крайне просто. ОЖ при утечке оставляет следы на элементах мотора автомобиля, ходовой его части. Эта неисправность требует полной ревизии охлаждающей системы.

  1. Износ прокладки ГБЦ.

Прокладки ГБЦ имеют свойство изнашиваться или прогорать. Из-за этого антифриз просачивается в выхлопную систему, картер. Объем тосола резко снижается, что приводит к его закипанию, бурлению. Антифриз может попадать на цилиндры мотора. Это легко заметить при визуальном осмотре ДВС. Проблему можно диагностировать и по белому дыму, идущему из выхлопной трубы.

Каждая из причин приводит к перегреву двигателя автомобиля, вредит сопряженным узлам, механизмам. Нормальное охлаждение предупреждает расширение металла, устраняет трение деталей и преждевременный износ, исключает деформацию отдельных составляющих. При повышении температуры страдают патрубки, уплотнители, прокладки, резиновые элементы. Не удаленная воздушная пробка не только вредит двигателю, но может привести к заклиниванию.

Что делать, чтобы выгнать воздух из системы охлаждения?

Существует три эффективных и максимально простых способа удалить воздушную пробку. Процедуру легко проделать самостоятельно без посторонней помощи. Для выполнения алгоритма действий не понадобятся специальные инструменты, но качество работ напрямую зависит от точного выполнения этапов. Выбор метода удаления пробки зависит от особенностей автомобиля, навыков водителя.

Способ №1 (самая простая технология)

Алгоритм действий:

  1. Открыть доступ к расширительному бачку. Потребуется демонтировать защитные элементы с ДВС. Доступ к расширительному бачку с антифризом должен быть максимально свободным.

  2. Отсоединить прямой или обратный патрубок, отвечающий за нагрев дроссельного узла.

  3. Найти и снять крышку с расширительного бачка.

  4. Накрыть горловину ветошью, неплотной.

  5. Создать незначительное избыточное давление. Будет достаточным несильно подуть в бачок. Созданного давления будет вполне достаточно, чтобы скопившиеся воздушные массы вышли через отверстие патрубка. Завершить процедуру, когда через него пойдет наружу охлаждающая жидкость.

  6. Установить патрубок на место. Водителям рекомендуют надевать на него хомут, чтобы создать максимальную герметичность соединения, предупредить попадание в систему воздуха извне.

  7. Установить крышку бака на место.

  8. Выполнить монтаж защитных элементов двигателя.

Способ выгнать воздух из системы охлаждения максимально эффективно работает для машин ВАЗ. При демонтаже элементов рекомендуют параллельно проводить визуальный осмотр на предмет повреждений. Возможно, причин попадания воздушных масс внутрь системы несколько.

Способ №2

Алгоритм действий:

  1. Запустить двигатель автомобиля.

  2. Оставить его запущенным на 15 минут.

  3. Выключить мотор авто.

  4. Открыть максимальный доступ к расширительному бачку. Нужно демонтировать все защитные элементы с мотора.

  5. Отсоединить прямой или обратный патрубок на бачке. Крышку не снимать.

  6. Дождаться, пока выйдет наружу воздух. Полное удаление пробки произойдет только тогда, когда из отверстия патрубка польется ОЖ.

  7. Выполнить монтаж патрубка на отверстие.

  8. Зафиксировать соединение хомутом для максимальной герметичности системы.

3.jpg

После 15-минутной работы мотора авто, температура охлаждающей жидкости поднимается до +800С. Поэтому все процедуры необходимо проводить очень аккуратно, использовать средства индивидуальной защиты рук, кожных покровов.

Способ №3

Алгоритм действий:

  1. Загнать машину на возвышенность.

Выгнать воздушную пробку по этому методу получиться только в том случае, если крышка радиатора будет находиться выше уровня остальных составляющих системы охлаждения.

  1. Установите автомобиль на ручник. Следует использоваться упоры под колеса, чтобы обеспечить максимальную безопасность выполнения процедуры.

  2. Запустить мотор машины.

  3. Оставить его запущенным на 15 минут.

  4. Снять крышку с радиатора и расширительного бачка.

  5. Нажать на педаль акселератора. Чтобы полностью выгнать воздух, потребуется выполнить несколько раз.

  6. Долить в радиатор ОЖ.

Признаки выхода воздушных масс из системы охлаждения — появление пузырьков. Чтобы ускорить процесс и более успешно его контролировать, нужно включить печку на максимальным режим отопления. Эта процедура приведет к открытию задвижки термостата. Результат — очень горячий воздух наполнит салон машины. Как только температура внутри машины поднялась, нужно проверить наличие пузырьков в антифризе. Если их нет, пробка удалена. Можно выполнять монтаж крышки.

Третий метод удаление воздуха из системы удобнее применять на машинах с вентилятором, включение которого выполняется в автоматическом режиме. Комфорт заключается в том, что необходимость многократного нажатия на педаль акселератора отсутствует. Все, что требуется от водителя, — запустить ДВС, дождаться включения вентилятора. Это ускорит циркуляцию антифриза, что приведет к естественному выходу воздуха наружу. Завершающий этап — правильное добавление в расширительный бачок охлаждающей жидкости.

Проблем с удалением воздуха не возникает, ведь он легче жидкости, поэтому хорошо вытесняется под давлением. Но, несмотря на простоту процедуры, допускать работу ДВС с воздушной пробкой в охлаждающей системе не стоит. Это чревато сопутствующими неисправностями, дорогостоящим ремонтом.

А если просто неисправен термостат?

Если уверенности в корректной работе термостата нет, прежде, чем выгонять воздух, разумнее убедиться в наличии неисправности. Проверить, правильно ли функционирует этот датчик, очень просто. Следует запустить двигатель, прогреть его, пока стрелка термостата на начнет двигаться. После проверить температуру верхнего и нижнего патрубков. Запуск и прогрев мотора приводит к небольшому нагреву верхнего патрубка, нижний — будет холодным. После 15-минутной работы ДВС постепенно должен начинать греться и нижний патрубок. Температура охлаждающей жидкости в это время достигает 85-900С.

4.jpg

Сильный нагрев, горячий нижний патрубок, быстрое движение стрелки или «залипание» в нуле шкалы — признаки неисправности. Попытки ее устранить без необходимых знаний, навыков могут привести к усугублению ситуации. Разумнее обратиться к специалистам.

Профилактические мероприятия и рекомендации специалистов

Первое правило, которое надо запомнить автовладельцам, — регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Опытные водители выполняют эту процедуру каждый раз, когда открывают капот. Проконтролировать уровень антифриза очень просто, процедура не займет более 2-3 минут. Еще меньше, если в бачке есть смотровое окно со шкалой. Такая скрупулезность позволить предупредить утечку тосола, вовремя его долить. Не помешает проводить визуальный осмотр поверхностей, чтобы вовремя обнаружить течь, физические повреждения элементов. При частой утечке ОЖ (первый «симптом» наличия неисправностей) разумнее провести диагностику всей системы, чем выполнять каждый раз долив жидкости.

Меры, предупреждающие образование воздушных пробок:

  • периодическая очистка системы;

  • использование антифриза, рекомендованного изготовителем машины;

  • при повышении температуры прекращать движение (не доводить до перегрева);

  • следить за указателями термостата;

  • регулярная проверка плотности антифриза (не менее 2 раз в году);

  • использование качественного тосола (покупка в лицензированных магазинах);

  • правильный долив ОЖ (медленно, тонкой струйкой).

Но, что более важно, — при неисправностях обращаться только к специалистам. При систематических повышениях температуры узлы ДВС работают на износ. Воздушная пробка часто становится причиной многих сопутствующих проблем, решить которые бывает достаточно дорого.

Несколько слов о чистке системы охлаждения

У системы такое строение, при котором засорение происходит извне и из-за внутренних факторов. В качестве загрязнителей выступают мусор и грязь с дорог, продукты разложения ОЖ, накипь, ржавчина. Результат засорения — неэффективный отвод тепла. Поэтому охлаждающий узел рекомендуют регулярно очищать. Используют:

  • дистиллированную воду (залить в бачок, запустить ДВС на 15-20 минут, слить воду и залить чистую — процедуру можно проводить до тех пор, пока в сливе не будет чистая вода);

  • подкисленную воду (на 5 литров воды 120 гр. лимонной кислоты, после 20-минутной работы ДВС на холостом ходу с подкисленной водой в бачке, оставить ее на 2-3 часа, затем слить);

  • специальные магазинные средства (применять строго по инструкции на упаковке).

5.jpg

Очистка выполняется и снаружи. Чистой водой омываются ребра радиатора от пуха, пыли, песка, грязи. Этот мусор снижает качество теплообмена с воздушной средой. Можно использовать промывку или продувку. Поскольку признаки образования пробки разнообразны, то и идентифицировать «проблемное место» не подготовленному человеку бывает сложно. Если причина не явная, то решение проблемы разумнее доверить специалистам.

Наглядное видео


Осуществляем ремонт
Chrysler
Dodge
Ford
Hyundai
Jeep
Kia
Lada
Nissan
Renault
SsangYong
Toyota