На приборную панель любого авто выводятся параметры, по которым водитель судит о состоянии того или иного агрегата. Точность показаний зависит от корректной работы специальных измерительных элементов. К таким приборам относится датчик, передающий информацию о том, до какой температуры нагрелась охлаждающая жидкость. Эта небольшая деталь важна для работоспособности многих систем, включая двигатель автомобиля.
Содержание
Задача датчика – измерение температуры охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения мотора. Компактное устройство (ДТОЖ), по сути, следит за тем, чтобы двигатель не перегревался. Иначе неприятностей не избежать.
Датчик состоит из нескольких элементов:
корпуса, постоянно контактирующего с антифризом;
терморезистора;
прокладки;
электрического разъема, соединенного с электрической системой автомобиля.
Этих компонентов достаточно, чтобы следить за температурным режимом тосола, заводского антифриза или обычно воды.
Основной рабочий элемент – терморезистор. Именно на его способности менять сопротивление, если повышается/понижается температура жидкости, основан принцип действия датчика. Когда ОЖ нагревается, сопротивление резистора снижается.
Полученный электросигнал транслируется ЭБУ (электронный блок управления). На основании полученных данных автомобильная электроника:
регулирует приготовление и подачу топливной смеси;
корректирует угол зажигания;
включает/выключает вентилятор, который обеспечивает принудительное охлаждение двигатель;
передает информацию о перегреве/недогреве мотора на панель приборов.
Из-за некорректной работы ДТОЖ будет неправильно подготовлена топливная смесь. Кроме того работа вентилятора не будет соответствовать реальной температуре и слишком сильные потоки воздуха станут охлаждать двигатель больше, чем необходимо в конкретный момент. Наоборот, из-за недостаточного охлаждения антифриз может закипеть.
Кроме того деформируется головка блока цилиндров. В результате перегрева двигатель не будет работать в полную мощность, увеличится расход топлива.
ДТОЖ решает несколько задач:
Корректное приготовление топливно-воздушной смеси. Для холодного пуска она должна быть более обогащенной, а после прогрева ее нужно обеднить.
Правильное открытие дроссельной заслонки. Это обеспечит корректный запуск двигателя на холоде и постепенное снижение оборотов коленчатого вала, когда мотор начнет прогреваться.
Контроль температуры ОЖ прогретого автомобиля, регулировка скорости вращения вентилятора при достижении допустимого нагрева.
Подача сигнала, если происходит сбой в работе системы принудительного охлаждения.
Из-за поломки датчика поведение автомобиля становится непредсказуемым. Внимательный водитель не будет ждать, когда «закипит» тосол, а заметит настораживающие симптомы:
активацию сигнального индикатора «check engine». Хотя сигнальная лампа может сработать, если неисправны другие детали;
глохнувший мотор на «горячую». Двигатель внезапно заглох, если температура ОЖ достигла критического значения;
увеличился расход топлива. ЭБУ получает некорректную информацию. Блок не может точно определить количество горючего, которое необходимо, чтобы создать оптимальную топливно-воздушную смесь. Кроме того автомобильная электроника не учитывает сколько нужно горючего, чтобы поддерживать температуру мотора в стандартном режиме;
нестабильность работы силового агрегата. Особенно это касается холостых оборотов, сложного запуска в холод, остановки без видимых причин на низких оборотах, и зависания на высоких, когда мотор прогрет;
если вентилятор на радиаторе работает некорректно. Он может не включаться совсем или срабатывать, если активирован аварийный режим, продолжать работать, когда мотор остывает. ЭБУ считает отключение ДТОЖ разрывом цепи, поэтому запускает принудительное охлаждение в принудительном порядке;
ухудшается динамика автомобиля;
антифриз протекает через резьбовое соединение.
Похожие симптомы могут проявляться из-за неисправности других элементов. Но проверку рекомендуется начинать именно с ДТОЖ.
Однако низкий уровень тосола в системе приводит к тому, что не обеспечивается полный контакт датчика с ОЖ. Поэтому резистор передает искаженные показания. При подозрении, что ДТОЖ работает некорректно, необходима проверка уровня тосола.
Ремонт устройства нецелесообразен, потому что неразборный корпус усложняет работу. Практичнее поставить новый элемент.
Простота конструкции устройства делает его прочным. Однако постоянный контакт с довольно агрессивными жидкостями (антифризом) негативно сказывается на металлических элементах датчика.
Устройство выходит из строя по разным причинам:
естественное старение материалов;
механические повреждения корпуса, резистора, электрических разъемов;
подтекание жидкости из резьбового соединения;
коррозия металла, когда вместо заводского антифриза заливают неочищенную обычную воду;
контакты окислились, потому что на них негативно действуют испарения;
перетирание проводов в месте присоединения жгутов (группы контактов) к устройству;
сильный удар или вибрация провоцируют поломку внутреннего контакта ДТОЖ;
естественное старение, механическое разрушение изоляции проводов.
Несмотря на низкую ремонтопригодность датчика, его корректную работу можно восстановить. Если на корпусе, контактах появились загрязнения, достаточно их просто очистить.
Ездить на машине со сломанным датчиком ОЖ весьма опасно, потому что устройство может в нужный момент не включить принудительное охлаждение. В лучшем случае все обойдется закипанием антифриза, в худшем приведет к перегреву двигателя, деформации прокладки ГБЦ. К этому можно добавить нестабильность работы двигателя, повышенный расход топлива. Лучше сразу произвести замену датчика, но перед этим проверить уровни ОЖ, масла для гидроусилителя руля.
Водитель, чтобы протестировать работоспособность устройства, должен точно знать место его установки в своей машине. Стандартное место установки – подкапотное пространство. Но это слишком общие координаты. Он может быть вкручен в ГБЦ (головка блока цилиндров), установлен на корпусе термостата, верхнем шланге радиатора.
Автопроизводителями для автомобилей, которые относятся к среднему и бизнес классу, предусмотрено оснащение несколькими датчиками. Это повышает точность оценки температуры, потому что замеры осуществляются дважды:
первый раз, когда жидкость выходит из цилиндров;
второй раз, когда выходит из радиатора.
Кроме того обеспечивается контроль состояния двигателя, работоспособности системы принудительного охлаждения.
Где бы ни находился датчик, он должен непосредственно контактировать с тосолом, другой охлаждающей жидкостью. Автовладельцу нужно постоянно проверять его состояние.
Существует несколько способов, позволяющих проверить датчик ОЖ. Большинством из них могут воспользоваться даже водители-новички. Причем особо сложного оборудования не потребуется. Когда автовладелец пользуется обычной водой из-под крана, может выйти из строя терморезистор. Если система охлаждения заполняется заводской жидкостью, то причин чаще всего стоит искать в проводке.
Провести диагностику датчика можно на самом автомобиле, а также демонтировав его.
Простой способ для тех, у кого есть под рукой мультиметр. Преимущество метода состоит в том, что не придется снимать, а затем устанавливать устройство на место. Недостаток тоже есть. Если нет времени ждать, когда двигатель остынет, проводить тестирование нужно очень осторожно. Есть опасность получения ожога. Прикоснувшись корпусом или щупами к горячему двигателю, можно оплавить элементы тестера.
Как проводится проверка:
открыть капот;
разъединить клеммник и ДТОЖ;
выбрать измеряемый параметр – напряжение;
подсоединить щупы тестера к выходным контактам;
зафиксировать полученные показания. Если напряжение отсутствует, значит, цепь оборвана, а датчик пор менять;
переключить мультиметр, чтобы измерять сопротивление;
провести замеры на входных контактах. Сравнить полученные показатели с таблицей температур. Ее можно найти в техдокументации к автомобилю. У горячего датчика сопротивление низкое, с уменьшением температуры оно повышается.
Что делать, если нет тестера, а нужно проверить электронный блок и проводку? С ДТОЖ нужно снять разъем (двигатель должен работать) и понаблюдать за вентилятором радиатора. Блок должен автоматически включить его, так как обнаружил обрыв цепи. Если ничего подобного не произошло, то есть вероятность поломки ЭБУ или вентилятора охлаждения.
Снять ДТОЖ просто. Достаточно выкрутить его из посадочного места с помощью гаечного ключа. Перед демонтажем обязательно сливается антифриз.
Сначала нужно осмотреть разъемы. Окисленные нужно почистить. Проверить изоляцию проводов и надежность их крепления к датчику. Причиной неисправности может быть подгнивший внутри изоляции провод, а не само устройство.
Демонтированный датчик проверяют двумя способами. В первом используют термометр, во втором – нет.
Во время проверки придется пользоваться:
гаечным ключом;
мультиметром;
термометром (лучше электронным);
нагревательным прибором (чайником, кипятильником);
емкостью для воды.
Алгоритм диагностики:
снятие, очистка датчика;
в емкость с нагреваемой водой опустить датчик (головку, контактирующую с антифризом) и термометр;
тестер переключить в режим проверки сопротивления и подключить щупы к электроконтактам ДТОЖ;
включить нагреватель;
измерять сопротивление при повышении температуры на 5 градусов.
Результаты замеров записать и сравнить с параметрами, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля. Погрешность, допущенная во время измерений, существенного значения не имеет.
Алгоритм действий аналогичен предыдущему способу. Для проверки нужна электроплитка или электрочайник, чтобы вода закипела. Температура кипящей воды составляет примерно 100 градусов. Именно поэтому можно обойтись без термометра. Головку датчика опускают в воду, которую доводят до кипения. После этого измеряют сопротивление один раз. Считается, что сопротивление исправного ДТОЖ равно 175-178 Ом.
Погрешность у этого метода более высокая, потому что вода может закипеть при температуре меньше 100C, а у щупов есть свое сопротивление. Поэтому показатель может быть немного больше, чем расчетная норма.
После активации на приборной доске индикатора «check engine» датчик нужно проверить. Для диагностики хорошо подходит специальный автосканер. Многие модели прибора имею встроенный сканер.
После подключения сканера на экране будет отображаться текущая температура охлаждающей жидкости, а также данные, передаваемые датчиком. Если они не соответствуют реальным показателям, значит, устройство неисправно и подлежит замене.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.